Энциклопедия европейского искусства - бенкович
Связанные словари
Бенкович
бенкович
, Федерико (Benkovic, Federiko) Ок. 1677, Омиш — 1753, Горица. Хорватский живописец. Родился в Далмации, имел прозвище "Далматинец". Учился в Венеции и Болонье (с 1695) у К. Чиньяни — последователя болонского академизма, что отразилось на раннем творчестве художника. В 1710—1716 и 1724—1733 работал в Венеции, где попал под влияние Дж. М. Креспи и Дж. Б. Пьяццетты. В 1716—1724 работал в Вене. Выполняя заказы своего мецената — майнцского епископа князя Ф. Шёнборна, писал картины на мифологические и библейские темы. В 1733—1737 — придворный художник князя К. Шёнборна, епископа Бамберга и Вюрцбурга. В 1740-х работал в Горице по заказам семьи графов Аттем. Манеру письма Бенкович унаследовал от К. Чиньяни, передавая выразительную пластику удлиненных фигур, красочно выписывая одежды персонажей яркими пятнами синего, красного, желтого, коричневого цветов. В колорите его работ присутствует не мягкая тональность, а драматические напряженные контрастные цветовые сочетания (Агарь и Измаил в пустыне; Жертвоприношение Ифигении, обе — Поммерсфельдерн, собрание Шёнборн; Жертвоприношение Авраама, Загреб, Галерея старых мастеров, все — ок. 1720). Однако глубокий лиризм и какая-то грустная отрешенность образов в его полотнах на сюжеты из Священного Писания, сцены, переданные в таинственном ночном освещении, рождают элегическое чувство. В работах, исполненных в 1730-е в Вюрцбурге, цветовая палитра высветляется. Композиция монументализируется, а живописная манера становится более легкой и динамичной (Моисей перед фараоном; Жертва Иевфая, обе — Вюрцбург, Музей резиденции). Для мастеров Венето в 1-й половине XVIII в. живопись Ф. Бенковича являлась образцом манеры, более свободной от академических канонов. В ней они находили пример искренней и независимой от авторитетов интерпретации национальной традиции. Живопись Бенковича по-разному оценивали современники. Л. Ланци, например, отмечал заимствованный от Чиньяни прием сильных светотеневых контрастов; А. М. Дзанетти — умелый расчет на эмоциональное восприятие зрителей; П. Ж. Мариэтт отмечал слабость рисунка. Живопись Федерико Бенковича оказала влияние на Дж. Б. Пьяццетту, Дж. Б. Тьеполо, Дж. Б. Питтони и др.Лит.: Prijatelj K. F. Benkovic. Zagreb, 1952; Pallucchini R. La Pittura Veneziana del Settecento. Venedig; Rom, 1960; Arte Veneta. 1981. Vol. XXXV. P. 189.
Л. Алешина
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город
Редактор Л. П. Анурова
2006
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 539 | |
2 | 517 | |
3 | 513 | |
4 | 496 | |
5 | 488 | |
6 | 486 | |
7 | 477 | |
8 | 463 | |
9 | 459 | |
10 | 457 | |
11 | 455 | |
12 | 453 | |
13 | 450 | |
14 | 437 | |
15 | 437 | |
16 | 433 | |
17 | 429 | |
18 | 429 | |
19 | 426 | |
20 | 405 |