Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия европейского искусства - чимабуэ

Чимабуэ

чимабуэ
(Cimabue), наст. имя Ченни ди Пеппо (Cenni di Peppo) Свед. с 1272 по 1302. Итальянский живописец. Мастер флорентийской школы. Работал во Флоренции, Ассизи, Пизе, Риме. Упомянут в Божественной комедии Данте как художник, превзойденный только Джотто. Творческое формирование Чимабуэ связано с господствовавшей в итальянской живописи XIII в. "греческой манерой" и с тенденциями к художественному обновлению, наметившимися в современной ему византийской живописи, с новой, более человечной, обращенной к живому чувству религиозностью; в его работах есть и точки соприкосновения с новаторскими исканиями его итальянских современников — живописца Каваллини, скульпторов Н. и Дж. Пизано. Среди немногих дошедших до нас работ Чимабуэ видное место занимают колоссальные (до 4 м в высоту) алтарные образы. Наиболее традиционным из них является экспрессивное Распятие (ок. 1274, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо; пострадало во время наводнения 1966). Характер творческих поисков Чимабуэ раскрывается в алтарных композициях, изображающих Мадонну на троне в окружении ангелов. Самой замечательной из них является Маэста (ок. 1279—1280, Флоренция, галерея Уффици) — алтарная картина, написанная для флорентийской церкви Санта Тринита. Преодолев свойственную "греческой манере" сухость и угловатость, условность образов, Чимабуэ вносит в алтарную картину новое эстетическое начало, наделяя Мадонну и ангелов гармонической красотой классического типа, сообщая им легкую задумчивость, придавая линиям округлость и плавность, мягко моделируя формы. К числу значительных работ Чимабуэ относится обширная серия росписей, включающая эпизоды из жизни Девы Марии, апостола Петра и сцены из Апокалипсиса (ок. 1279—1280, Ассизи, Верхняя церковь Сан Франческо), дошедшие до нас в сильно разрушенном состоянии. Однако и сейчас можно судить о том, что Чимабуэ достиг здесь как большой драматической силы (Распятие), так и новых для того времени пространственных эффектов, перенеся действие на неглубокую сценическую площадку, обозначив ее ракурсами архитектурных кулис; в Падении Вавилона он одним из первых использовал для передачи глубины пространства т. н. античную перспективу.

Лит.: Nicolson A. Cimabue. Leipzig, 1932; Salvini R. Cimabue. Roma, 1946; Battisti E. Cimabue. Milano, 1963.

И. Смирнова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город

Редактор Л. П. Анурова

2006

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ЧИМАБУЭ (Cimabue) (настоящее имя Ченни ди Пепо) (около 1240 около 1302), итальянский живописец. Представитель Проторенессанса. Изысканные, плоскостные, но пластически ясные образы ("Распятие", около 1285). ...
Современная энциклопедия
2.
  (Cimabue; настоящее имя Ченни ди Пепо, Cenni di Pepo) (около 1240 около 1302), итальянский живописец эпохи позднего дученто. Представитель флорентийской школы. Творчеству Чимабуэ, развивавшемуся в основном в русле византийских традиций, свойствен и ряд новшеств, сближающих его с искусством П. Каваллини. В его произведениях (цикл фресок в Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи, около 1290; "Распятие" и "Мадонна на троне" оба около 1285. Уффици) строгое величие композиции, симметричность и плоскостность изображений сочетаются с изысканной сдержанностью цвета, оттенённого мягкими золотыми прорисями одежд, пластической ясностью гибкого контурного рисунка, материальной осязаемостью и жизненной убедительностью лиц и фигур, внутренней значительностью образов."Мадонна на троне". Около 1285. Галерея Уффици. Флоренция.Литература: Battisti E., Cimabue, Mil., 1963. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.) ...
Художественная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины