Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия европейского искусства - дали

Дали

дали
, Сальвадор (Dali, Salvador) 1904, Фигерас, Каталония — 1989, Фигерас. Испанский художник. Представитель сюрреализма. Учился в Академии художеств Мадрида (1921—1922, 1925—1926). Увлечение живописью Де Кирико и знакомство с сочинениями З. Фрейда (1925) оказали решающее воздействие на становление его творческого метода и эстетических воззрений. Приехав в Париж в 1929, Дали примкнул к объединению сюрреалистов. В конце 1920-х сложился его "параноико-критический метод", который художник определил как "спонтанный метод иррационального познания, основанного на критической и систематической объективации бредовых ассоциаций и интерпретаций". Образы сновидений, фантазмы расстроенной психики имитируются в картинах Дали с поразительной оптической достоверностью, что придает им характер навязчивой реальности. Слившиеся друг с другом фигуры-гибриды устрашают своей абсурдностью (Мрачная игра, 1929, Париж, частное собрание). Постоянно повторяются загадочные детали и символы, связанные с событиями личной жизни и интимными переживаниями художника: костыли, мягкие часы и рояли, гниющая плоть, зубы, колющие и режущие инструменты, муравьи и кузнечики (Постоянство памяти, 1931, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Женщины с цветочными головами, обнаруживающие на пляже останки рояля, 1936, Сент-Питерсберг, Флорида, Музей Сальвадора Дали; Сон, 1937, частное собрание). Мотивы сексуальных извращений, жестокой агрессии, органического распада нагнетают атмосферу болезненной эротики и страха, которая в некоторых полотнах 1930-х ассоциируется с угрозой социальных потрясений и войн (Предчувствие гражданской войны, 1936, Филадельфия, Музей искусств; Осенний каннибализм, 1936, Лондон, галерея Тейт; Изобретение монстров, 1937, Чикаго, Институт искусств). В 1930-х живопись Дали наполняется зрительными парадоксами. Фигуры наслаиваются друг на друга, одни и те же формы получают двойное, тройное изобразительное истолкование (Метаморфоза Нарцисса, 1937, Лондон, галерея Тейт; Возникновение лица и вазы для фруктов на пляже, 1938, Хартфорд, Коннектикут, Уэдсворт Атенеум; Рынок рабов с невидимым бюстом Вольтера, 1940, Сент-Питерсберг, Флорида, Музей Сальвадора Дали). Обращаясь к классическим произведениям, художник перетолковывал их смысл в соответствии с учением Фрейда и собственными представлениями о бессознательном (Призрак Вермера Делфтского, который можно использовать как стол <Феноменологическая теория "мебели-пищи">, 1934, Сент-Питерсберг, Флорида, Музей Сальвадора Дали; Археологическая реминисценция "Анжелюса" Милле, 1934—1935, частное собрание). В 1934 возник конфликт Дали с другими участниками сюрреалистического объединения. В 1939 произошел окончательный разрыв, поскольку сюрреалисты сочли неприемлемыми его политические воззрения (монархизм, симпатии к вождям тоталитарных режимов) и упрощенное понимание эстетической программы движения. Порвав отношения с группой А. Бретона, Дали тем не менее продолжал считать себя единственным подлинным сюрреалистом. В 1940 эмигрировал в США. Шумная самореклама, эксцентричные акции и шоу, активная деятельность в прибыльных сферах оформительского и прикладного искусства обеспечили художнику коммерческий успех и огромную известность сначала в Америке, а затем и во всем мире. В 1948 Дали вернулся в Испанию и обосновался в Порт-Льигате. Заявив о своей приверженности католицизму, он создал ряд визионерских религиозно-мистических композиций, основанных на переработке барочной иконографии и стилистики (Мадонна де Порт-Льигат, 1950, частное собрание; Христос Хуана де ла Круса, 1951, Глазго, Художественная галерея и музей; Тайная вечеря, 1955, Вашингтон, Нац. галерея). В той же манере выполнены полотна на исторические и мифологические темы (Атомная Леда, 1949, Фигерас, Музей Дали; Открытие Америки Христофором Колумбом, 1958—1959, Сент-Питерсберг, Флорида, Музей Сальвадора Дали). Моделью для многих из них послужила жена художника Гала (наст. имя Елена Делувина-Дьяконова). Картины 1970-х написаны в беглой эскизной манере, характерной для романтической живописи (Дикий пейзаж с обнаженными, 1970, частное собрание). В 1973 художник основал на своей родине, в Фигерасе, Музей Дали, в котором жил с 1986 до смерти. Дали работал во многих областях художественного творчества: в скульптуре, графике, прикладном искусстве, в театре и кино. Его перу принадлежит ряд автобиографических, литературных и теоретических сочинений.

Лит.: Дали С. Дневник одного гения. М., 1991; Рожин А. И. Сальвадор Дали: Миф и реальность. М., 1992; Сальвадор Дали: Живопись. Скульптура. Графика / Авт.-сост. Е. В. Завадская. М., 1992; Дали без границ. Выставка произведений. М., 1994; Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим. М., 1996; Дешарн Р. и Н. Сальвадор Дали. Лозанна, 1996; Ди Капуа М. Дали. Жизнь и творчество. М., 1997.

В. Крючкова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город

Редактор Л. П. Анурова

2006

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (dali) Сальвадор (полное имя Сальвадор Фелипе Хасинто Дали-и-Доменик) (1904, Фигерас, Испания – 1989, там же), испанский живописец, график, скульптор, декоратор, ювелир, дизайнер; один из лидеров сюрреализма. Жизнь художника была таким же произведением искусства, как и его творения. Он с юности отличался эксцентричной манерой поведения, читал лекции и выпускал книги, в которых воспевал себя и своё искусство («Дневник одного гения», «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим» и др.). В 1924—26 гг. Дали учился в Академии Сан-Фернандо в Мадриде, изучал живопись старых мастеров, интересовался современными течениями в живописи («Автопортрет с “Ла Публичитат”», «Венера и моряк»), одновременно создавая работы в манере «магической вещественности» («Девушка, стоящая у окна», 1925). В годы учёбы сблизился с выдающимися деятелями испанской культуры – поэтом Ф. Гарсиа Лоркой и кинорежиссёром-сюрреалистом Л. Бюнюэлем; увлёкся сочинениями австрийского психиатра, создателя теории психоанализа З. Фрейда. Учение Фрейда о роли бессознательного в жизни человека оказало значительное воздействие на сложение творческого метода Дали. Первая...
Художественная энциклопедия
2.
  Дали Дали(Dali) Сальвадор (1904-1989) Испанский художник, один из крупнейших представителей сюрреализма. Родился в г. Фигерасе (Каталония, Испания). С юности отличался экстравагантными выходками, манией величия, некоторой психической неуравновешенностью, повышенным интересом к изобразительному искусству. Еще до поступления в Академию художеств в Мадриде ( 1921 ) познакомился в Барселоне с некоторыми направлениями современного европейского искусства — импрессионизмом, футуризмом и др., сильное влияние на его пластическое мышление оказали и формы органической архитектуры Гауди, прекрасные образцы которой сосредоточены в Барселоне. В мадридской Академии (1921-1925) он стремится к изучению техники живописи старых мастеров, которой, по его воспоминаниям, там никто не знал и не интересовался. Д. внимательно изучал ее сам в Прадо (а затем и в Париже) на оригиналах классиков живописи. Особо сильное влияние на него (о чем он и сам писал неоднократно в своих книгах) оказали Рафаэль, Я.Вермер Делфтский, Веласкес, Э.Мейссонье. Увлекается философской литературой, однако особый восторг вызвало у него знакомство с сочинениями З.Фрейда. В его...
Энциклопедия культурологии

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины