Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия европейского искусства - домье

Домье

домье
, Оноре (Daumier, Honore) 1808, Марсель — 1879, Вальмондуа, близ Парижа. Французский график, живописец, скульптор. Родился в семье стекольщика, писавшего стихи; с 1814 в Париже. Яркий художественный талант Домье проявился рано, и он начал в 1822 посещать мастерскую художника А. Ленуара, привившего ему любовь к античности, Рубенсу, Тициану. Однако Домье предпочитал заниматься самостоятельно в студии Сюиса и в Лувре, подрабатывая на жизнь в качестве рассыльного. Ок. 1828, научившись технике литографии у Рамеле, выполняет виньетки, титульные листы в мелких издательствах. После революции 1830 в условиях относительной свободы слова во Франции как никогда усиливается роль прессы, начинается подлинный расцвет политической сатиры. С 1830 Домье начинает работать для популярных изданий Ш. Филипона Карикатюр и Шаривари. Острейшая карикатура на короля Луи Филиппа Гаргантюа (1831) принесла Домье широкую известность, особенно возросшую после того, как он был приговорен за нее судом к шести месяцам тюрьмы и штрафу. История современной Франции и Европы, общественные отношения, политические деятели оживают в его литографиях, поражающих глубиной социальных оценок, гражданским бесстрашием, а порой участливым вниманием к персонажам: Маски (1831), Улица Транснонен, Свобода печати, Законодательное чрево (все — 1834). Домье поднимает карикатуру до уровня острого, художественно совершенного гротеска. По отзывам современников, он обладал "божественной" зрительной памятью, на лету схватывая и запоминая суть образа, его пластику, характерные позы, жесты, мимику. Работая в технике литографии (реже ксилографии), художник великолепно использует ее живописные возможности, передавая тончайшие переходы от бархатисто-черного к серебристо-серому, лепит форму, воссоздает световоздушную среду, особенности освещения. Графика Домье "рождает идею цвета", говорил Ш. Бодлер. Поэтому закономерным представляется его обращение к живописи. Он участвует в объявленном правительством конкурсе на тему "Республика": Республика (1848, Париж, музей Орсе). Саркастичный, беспощадно-насмешливый в графике, в живописи Домье предстает скорее поэтом, создающим образы людей, к которым он испытывает чувство уважения, симпатии, духовной близости, сострадания: Прачка (ок. 1863, Париж, музей Орсе), Вагон третьего класса (1860-е, Нью-Йорк, музей Метрополитен), Дон Кихот (ок. 1868, Мюнхен, Новая пинакотека). В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров фламандской школы — Рубенса, Йорданса (Мельник, его сын и осел, 1849, Париж, частное собрание). Полнокровные образы, динамика и энергия мощных форм придают таким произведениям несколько барочный характер. В живописи Домье важную роль играет светотень, которая не только подчеркивает объем, но и усиливает эмоциональное звучание образа. В колористическом отношении полотна сдержанны (возможно, потемнели от времени), лишь иногда вспышки ярких тонов подчеркивают драматизм и напряжение сюжета: Криспен и Скапен (ок. 1860, Париж, музей Орсе), Восстание (1840-е, Прага, Нац. галерея). Живописи Домье свойственны эскизность, мощная экспрессия форм, сближающие произведения мастера с искусством XX в. При жизни Домье его живопись была малоизвестна, и лишь посмертная выставка 1901 заново открыла ее так же, как и скульптуру, в области которой художник намного опередил свое время, используя выразительность скульптурной фактуры: Ратапуаль (ок. 1850, Париж, музей Орсе). Домье — великий труженик: его наследие насчитывает более 4 000 произведений графики, живописи и скульптуры. Однако мастер до конца жизни нуждался. Он умер в доме, подаренном ему Коро.

Лит.: Замятина А. Н. Оноре Домье. 1808—1879. М., 1954; Калитина Н. Н. Оноре Домье. 1808—1879. М., 1955; Герман М. Ю. Домье. М., 1962; Эсколье Р. Оноре Домье. М., 1978; Пассерон Р. Домье: свидетель своей эпохи. М., 1984; Дьяков Л. А. Живопись Оноре Домье. М., 1986; Mandel G., Georgel P. Tout l’?uvre peint de Daumier. Paris, 1972.

В. Стародубова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город

Редактор Л. П. Анурова

2006

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ДОМЬЕ (Daumier) Оноре (1808 1879), французский график, живописец и скульптор. Мастер сатирического рисунка и литографии. Острогротескные карикатуры на правящую верхушку и мещанство (литография> "Законодательное чрево", 1834, серия "Добрые буржуа", 1846 49). В живописи и скульптуре сочетал драматизм и сатиру, героику и гротеск> ("Дон Кихот", около 1868). ...
Современная энциклопедия
2.
  (daumier) Оноре Викторьен (1808, Марсель – 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский живописец, график и скульптор. Сын стекольщика. С 1814 г. жил в Париже. Брал уроки рисования у художника А. Ленуара, работал в мастерской Э. Будена, копировал живопись и изучал античную скульптуру в Лувре, обучался искусству литографии.О. В. Домье. «Прачка». 1860-е гг. Лувр. Париж   Домьебыл блестящим мастером журнальной политической карикатуры. В 1830 г. он начал создавать сатирические рисунки для журналов, издававшихся Шарлем Филипоном: сначала для либерального «Карикатюр», а после его закрытия (1835) – для «Шаривари». Объектами беспощадной сатиры художника становились врачи и политики, адвокаты и судьи (серии литографий «Парижские типы», 1839—40; «Супружеские нравы», 1839—42; «Добрые буржуа», 1846—49) и даже король Луи Филипп, за карикатуру на которого («Гаргантюа», 1831) Домье был арестован и провёл полгода в тюрьме. Обладая острой наблюдательностью, художник по памяти лепил из глины в мастерской фигурки встреченных им людей. Впоследствии эти карикатурные статуэтки служили «моделями» для его литографий. Ежедневная работа над сатирическими рисунками...
Художественная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины