Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия европейского искусства - фабр

Фабр

фабр
, Франсуа Ксавье (Fabre, Francois Xavier) 1766, Монпелье — 1837, Рим. Французский живописец. Ученик Ж. М. Вьена и Ж. Л. Давида (с 1783). Получив в 1787 Гран-при, уехал в Рим в качестве пенсионера парижской Академии художеств. Долго жил в Италии (1787—1826), во Флоренции (до 1825), был придворным живописцем герцогини Лукки и Пьомбино, а затем великой герцогини Тосканской Эльзы Баччокки (сестры Наполеона Бонапарта). Писал главным образом портреты и полотна на сюжеты из древней истории и мифологии в манере неоклассицизма: Вергилий читает "Энеиду" семейству Августа (Чикаго, Институт искусств). Под влиянием этого полотна, где сюжет трактован в жанровом духе, была написана картина итальянского живописца Ф. Подести Тассо читает "Освобожденный Иерусалим" при феррарском дворе (1831, Брешия, галерея Тозио-Мартиненго). В портрете испытал влияние Давида. Создал портреты многих представителей аристократии Франции, Англии и Италии. Входил во Флоренции в кружок антиквариев лорда Бристольского, был влюблен в графиню Альбани (1753—1824), супругу герцога Ш. Э. Стюарта, а затем поэта В. Альфьери. Одна из самых известных его работ — Портрет скульптора Антонио Кановы (1812, Монпелье, Музей Фабра). Художник запечатлел великого скульптора на фоне статуи Кановы Венера Италийская, когда тот приехал во Флоренцию по случаю открытия памятника Витторио Альфьери, исполненному им по заказу графини Альбани. В портрете с большим мастерством переданы благородное достоинство и одухотворенность Кановы. Сам Фабр изображен на полотне П. Бенвенути Элиза Баччокки-Бонапарт с художниками во Флоренции (1813, Версаль, Нац. музей) наряду с Кановой и другими мастерами. Ему принадлежат также портреты Наполеона Бонапарта (1808, Рим, Музей Наполеона), Люсьена Бонапарта (Монпелье, Музей Фабра). В Монпелье, на родине художника, находится музей искусств, носящий его имя. Завещал свои работы и коллекцию живописи этому музею.

Лит.: Bordes Ph. Girodet et Fabre: camarades d’atelier // Revue de Louvre. 1974. Vol. 24. № 6. P. 393—399.

Е. Федотова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город

Редактор Л. П. Анурова

2006

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ФАБР Люсьен (Fabre Lucien, 1889-) французский писатель. Инженер по специальности. Первая книга Фабра «Connaissance de la Deesse» (1920), созданная под очевидным влиянием Валери , представляет сборник изысканных по форме стихов на философские темы, выражает стремление к иррациональному. Самое значительное произведение Ф. роман-трилогия «Rabevel ou le mal des artents» (1923), «La jeunesse de Rabevel», «Le financier Rabevel», «La fin de Rabevel», где автор бурному и темному миру финансовых афер противопоставляет успокоение в религии, патриархальный быт старых дворянских усадеб, в глазах Ф. полный мира и покоя. Роман Ф. изобилует натуралистическими подробностями и эротическими сценами. Консерватизм Ф. и его приверженность католицизму ярко отразились в крайне тенденциозном романе «La Tarramagnou» (Человек с земли, 1925) из жизни деревни, разоряемой ловкими дельцами деревни. Здесь Ф. стремится показать гибельность каких-либо революционных действий. Роман проникнут свойственным Ф. духом религиозного мистицизма.Библиография: На русск. яз. переведено: Рабвель. Роман, перев. Г. Ксирихи. Под ред. Э. Гвиниевой и К. Арсеньевой, изд. «Прометей», М., 1926; Человек с земли. Роман, пер. под ред. Е. Ланна, изд. «Недра»,...
Литературная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины