Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия европейского искусства - фернандес

Фернандес

фернандес
, Алехо (Fernandez, Alejo) Между 1475—1479, Кордова — 1546, Севилья. Испанский живописец. Ведущий мастер севильской школы 1-й пол. XVI в. По-видимому, учился в Кордове, возможно, посетил Италию. В 1508 переехал в Севилью, где пользовался известностью, владел большой мастерской. Писал многочисленные (не все сохранились), нередко при участии учеников, алтарные картины для монастырей и церквей Севильи и других испанских городов (Марчены, Антекеры, Эсихи, Херес де ла Фронтерры, Вильясаны да Мены, Сарагосы). Творчество Фернандеса концентрировало в себе особенности и противоречия живописи раннего испанского Возрождения в ее андалусском варианте, развивалось под влиянием итальянских (П. Перуджино, А. Виварини, Б. Пинтуриккио) и нидерландских (Г. Давид, К. Массейс) художников, сохраняя устойчивые на почве Испании позднеготические архизирующие черты. В созданных Фернандесом картинах для огромных многочастных алтарей (ретабло) из резного раскрашенного и позолоченного дерева, украшенных скульптурой и архитектурно-декоративными мотивами, проявлялась глубокая национальная самобытность. Красноречив факт его приглашения, в ту пору кордовского мастера, в Севилью для участия в раскраске знаменитого алтаря главной капеллы собора Севильи, т. е. для работы, еще тесно связанной с традициями средневекового ремесла. Об исканиях художника, следовавшего новым веяниям времени, свидетельствует ранняя картина Христос у колонны (1520, Кордова, Музей изящных искусств), где проявился его настойчивый интерес к передаче пространственной среды, в которой происходит действие. Значительная роль здесь принадлежит изображению ренессансной архитектуры не только в качестве фона, но и для того, чтобы путем ее отдельных объемных элементов создать впечатление пространства, развивающегося в глубину. В более поздней Тайной вечере (ок. 1520, церковь Нуэстра Сеньора дель Пилар в Сарагосе) Фернандес впервые в испанской живописи сосредоточил все свое внимание на тщательном построении перспективы. Овладевая ренессансными законами композиции, рисунка, колорита мастер в типичных для него изображениях святых с предстоящими всегда резко подчеркивал, как в средневековом искусстве, разномасштабность фигур, подчас сохраняющих черты позднеготической условности; он свободно соотносил между собой большие красочные плоскости с виртуозным плетением тончайшего золотого узора. Живописец ренессансного склада тяготел к гармоничным и лирическим образам (картины для собора в Севилье — Рождество Девы Марии, Поклонение волхвов, Введение во храм, Встреча Иоакима и Анны; Благовещение, ок. 1520, Севилья, Музей изящных искусств; погибшие в 1936 картины алтарей в Вильясане да Мена), особенно в изображении нежной и женственной Мадонны в роскошном одеянии из тяжелой златотканой парчи (Мадонна с розой, ок. 1515—1520, Севилья, церковь Санта Анна; алтарь Родриго Фернандеса де Сантаэлья, ок. 1520—1523, Севилья, капелла Семинарии). Самое известное произведение мастера — Мадонна мореплавателей (ок. 1531, Севилья, Алькасар) — единственная в испанской живописи картина, посвященная теме открытия мира. Заказанная Торговой палатой Севильи центральная композиция алтаря была расчищена в последние годы, что позволило составить более полное представление о выдающемся колористическом даровании Фернандеса. Редкий мотив на переднем плане — уходящее вдаль лазоревое море со множеством разнообразных кораблей — как бы олицетворяет безграничные возможности испанского флота, бороздившего океан. Выше, в небесах, под покровом Мадонны Милосердия — коленопреклоненные фигуры мореплавателей, один из них считается изображением Христофора Колумба. Широкий плащ Марии осеняет мореплавателей и охватывает также расположенных на дальнем плане краснокожих индейцев, принявших христианство. На фоне пламенеющего розового неба победно раскинут огромный черно-синий плащ Мадонны, облаченной в великолепное, затканное золотом платье и представленной в облике молодой цветущей женщины, излучающей доброту и благожелательность. Хотя в картине Фернандеса много наивно-условного и архаичного, она представляет новое слово в испанской живописи XVI в., покоряет своим торжественным и радостным звучанием. Выдающийся талант Фернандеса как художника-декоратора нашел разностороннее применение, начиная с работ над алтарем собора в Севилье до руководства живописным оформлением города по случаю прибытия в Севилью в 1526 императора Карла V.

Лит.: Angulo D. Alejo Fernandez — Librito de Arte de la Universidad de Sevilla, 1946.

Т. Каптерева

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город

Редактор Л. П. Анурова

2006

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ФЕРНАНДЕС Флорес Венсеслао (Wenceslao Fernandes Flores) современный испанский писатель, отразивший послевоенный скептицизм и разочарование буржуазии. В своих юмористических фельетонах, новеллах и романах Ф. затрагивает самые разнообразные стороны испанской общественной жизни, то иронизируя над ними, то давая их карикатурное изображение, но никогда не подымаясь до серьезной критики основ буржуазного общества. В попытке широкого обобщения (Las siete columnas, 2 ed., 1926) морального кризиса буржуазии он подвергает иронической критике милитаризм и шовинизм, но в то же время выступает против коммунистических идей. В некоторых произведениях Ф. сказывается сильное влияние фрейдизма (напр. в «Нечестивом рассказе» Relato immoral, 1927, и др.). К лучшим книгам, кроме названных, следует отнести: «Вольворета» (Volvoreta, 1917), «Очки дьявола» (Las gafas del Diablo, 1918), «Тайна синей бороды» (El secreto de Barda Azul, 1923). В гражданской войне Ф. стоит на стороне народного фронта, но активно ничем себя не проявил.Библиография: Cansinos Assens R., La nueva literatura, IV, Madrid, 1927. ...
Литературная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины