Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия европейского искусства - фюсли

Фюсли

фюсли
, Иоганн Генрих (Fussli, Johann Heinrich); англ. — Фюзели, Генри (Fuseli, Henry) 1741, Цюрих — 1825, Лондон. Швейцарский живописец и график, представитель раннего романтизма. Работал главным образом в Англии. Готовился к священническому служению, но интерес к живописи, культивировавшийся в семье, оказался сильнее. Его отец писал книги по истории искусства, имел большую коллекцию рисунков швейцарских и немецких мастеров, с копирования которых началось художественное образование сына. В 1764—1765 впервые приехал в Лондон и был представлен Рейнолдсу, который увидел в нем задатки незаурядного художника. Со своей стороны, широко образованный молодой человек внес вклад в знакомство британцев с последними достижениями европейской эстетической мысли, переведя на английский язык ряд трудов И. И. Винкельмана. По совету Рейнолдса Фюсли отправился в Италию (1770—1778), где оказался в среде мастеров неоклассицизма. Но самое большое впечатление он получил от росписей Микеланджело в Сикстинской капелле. Вместе с тем мятежный дух художника, литературный склад ума впоследствии неузнаваемо трансформировали классические образы, сближая его стиль скорее с европейским маньеризмом XVI в. Полотна первого английского и итальянского периодов не сохранились. В 1778—1779 на короткое время поселился в Цюрихе, написав для ратуши картину Клятва трех конфедератов на горе Рютли и портретную композицию Беседа Фюсли с Бодмером (1779, Цюрих, Кунстхаус). В 1779 окончательно переехал в Лондон. Ок. 1782 создал самое знаменитое свое произведение Ночной кошмар (Франкфурт-на-Майне, Музей Гёте; варианты — Детройт, Институт искусств; Стаффорд, собрание Харроуби), а также картину Ведьмы (Макбет, Стратфорд-на-Эвоне, галерея Шекспировского мемориального театра). Они открывают в искусстве Нового времени темы, связанные со сновидениями, сумрачным состоянием подсознания, фантастикой. Фюсли в известной мере предвосхитил некоторые стороны творчества Гойи. В целом же мистическим фантазиям мастера присущ элемент рассудочности и театральности. Большое влияние на него оказал готический роман, но в основном он черпал вдохновение и сюжеты из произведений У. Шекспира и Дж. Мильтона. Большинство его картин — это разросшиеся до размеров станковой композиции иллюстрации (Титания, обнимающая голову осла, У. Шекспир, Сон в летнюю ночь, акт III, явл. 1, 1793—1794, Цюрих, частное собрание; вариант — Лондон, галерея Тейт). Фюсли был участником т. н. Шекспировской галереи Бойделла, а затем создателем аналогичной Мильтоновской галереи, для которой написал 47 больших полотен (1790—1800). В 1814, 1817, 1820 работал над темой Нибелунгов, выставляя картины в Королевской академии художеств, куда был избран в 1790. Своеобразие романтизма Фюсли заключалось в сочетании гротеска, иногда на грани карикатуры, дьявольщины и внешнего реализма бытовых деталей, наделенных мистическим подтекстом. Во имя воплощения человеческих страстей, губительных и жестоких, мастер удлиняет пропорции фигур, прибегает к нервной угловатой линии контура, неестественным позам и жестам, игре резкими контрастами света и тени. Романтически трактованные пространство и время лишены у художника реальности, естественной протяженности, они прерывисты, соединяя разнонаправленные действия и разновременные события. Особой магической силой отмечены женские образы. Сладострастные и жестокие, они полны мрачной угрожающей значительности (Геро, Урсула и Беатриче, У. Шекспир, Много шума из ничего, акт 1, явл. 3, 1800—1805, Базель, Публичные художественные собрания; За туалетом, У. Купер, Безумие и невинность, ок. 1805, Лондон, частное собрание). В 1799 Фюсли начал преподавать в Академии. Его лекции были опубликованы и имели большое значение для формирования последующих поколений английских живописцев. Он был прекрасным педагогом. Среди его учеников — У. Этти, Э. Лендсир, Тернер, Констебл, Уилки. Художник имел также определенное влияние на Блейка.

Лит.: Некрасова Е. А. Романтизм в английском искусстве. М., 1975; Schiff G. Johann Heinrich Fussli. Zurich; Munich, 1973.

Т. Воронина

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город

Редактор Л. П. Анурова

2006

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ФЮСЛИ (Фюсели) (Fussli) Иоганн Генрих (1741 1825), швейцарский живописец, писатель, теоретик искусства. В 1765 70 и с 1779 жил в Великобритании. Картины и виртуозные по технике исполнения рисунки, сочетающие мрачную гротескную фантастику с идеализацией в духе классицизма (иллюстрации к "Божественной комедии" Данте, 1777, "Илиаде" Гомера, 1795 1800). ...
Современная энциклопедия
2.
  (füssli) Иоганн Генрих (1741, Цюрих – 1825, Патни-Хилл, близ Лондона), швейцарский живописец, писатель, историк и теоретик искусства; представитель романтизма. В 1765—70 и с 1779 г. жил в Англии. В 1770—78 гг. работал в Италии; сблизился с кружком немецкого искусствоведа, историка античного искусства И. И. Винкельмана, чьи труды позднее перевёл на английский язык. С 1790 г. – член Королевской академии искусств (с 1799 г. профессор живописи и хранитель).И. Г. Фюсли. «Ночной кошмар». 1781 г. Институт искусств. Детройт  И. Г. Фюсли. «Ночной кошмар». 1802 г. Музей И. В. Гёте. Франкфурт-на-Майне  И. Г. Фюсли. «Жительницы Хастинга». 1798—1800 гг. Частное собрание   Его картины и рисунки на библейские и литературные сюжеты (из Гомера, Эсхила, Вергилия, Данте, Дж. Боккаччо, У. Шекспира, Дж. Мильтона) отличаются изысканностью линий, иногда обнаруживая сходство со стилистикой работ У. Блейка. Мрачные мистические фантазии Фюсли, иногда пугающие, а подчас причудливые и гротескные, носят ирреальный, призрачный характер. В его картинах спящих девушек одолевают кошмарные видения, кишащие чудовищами; в своих снах они становятся пленницами скелета, застывают от ужаса при...
Художественная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины