Энциклопедия европейского искусства - хеда
Связанные словари
Хеда
хеда
, Виллем Клас (Heda, Willem Claesz) 1594, Харлем — между 1680 и 1682, Харлем. Голландский живописец. Один из первых мастеров голландского натюрморта XVII в. Испытал влияние П. Класа. В ранний период творчества писал картины на религиозные сюжеты и портреты, но позднее — только натюрморты, которые высоко ценились его современниками. Имел много учеников и последователей. Первый датированный 1621 натюрморт Хеды (Гаага, собрание Бредиуса) посвящен теме Vanitas (аллегория бренности); в других его картинах предметы нередко имеют также иносказательный смысл. Обращался к изображению вещей из дорогих материалов: серебряных чаш, венецианского стекла, перламутровых раковин, однако излюбленный жанр натюрмортов Хеды — т. н. "завтраки": накрытые столы со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари, организованных в небольшие горизонтальные композиции с единым мягким освещением, нейтральным фоном и тонкими градациями серебристо-серых, коричнево-зеленоватых тонов; сдержанная цветовая гамма обусловила их название "монохромные завтраки". Хеда многократно повторял в своих работах отдельные мотивы, но при этом находил в расстановке и противопоставлении предметов новые и свежие решения, словно сохраняя на них прикосновения человеческих рук. Натюрморты Хеды, как и П. Класа, наделенные тщательной передачей материальной фактуры, привлекательны не только живым ощущением подлинности того, что увидел художник, но и его поэтическим, любовным восприятием повседневной жизни. Произведения: Завтрак (1629, Гаага, Маурицхейс), Завтрак с омаром (1648), Завтрак (1652, обе — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Завтрак с ежевичным пирогом (1631, Дрезден, Картинная галерея), Десерт (1637, Париж, Лувр), Ветчина и серебряная посуда (1649, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Завтрак с бокалом Наутилус (1649, Шверин, Художественный музей), Натюрморт с ветчиной (1656, Будапешт, Музей изобразительных искусств).Лит.: Щербачева М. Натюрморт в голландской живописи. Л., 1945; Gelder H. E. van. W. C. Heda, A. van Beyeren, W. Kalf. Amsterdam, 1941; Bergstrom J. Dutch still-life. Painting in the Seventeenth Century. London; New York, 1956; Vroom N. R. A. A Modest Message as Yntimated by the Painters of the Monochrome Banketje. 2 Bd. Schiedam, 1980.
Т. Каптерева
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город
Редактор Л. П. Анурова
2006
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 539 | |
2 | 516 | |
3 | 512 | |
4 | 495 | |
5 | 488 | |
6 | 486 | |
7 | 475 | |
8 | 462 | |
9 | 458 | |
10 | 457 | |
11 | 454 | |
12 | 453 | |
13 | 449 | |
14 | 437 | |
15 | 437 | |
16 | 433 | |
17 | 428 | |
18 | 428 | |
19 | 426 | |
20 | 404 |