Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия европейского искусства - хуни

Хуни

хуни
, Хуан де (Juni Juan de) Ок. 1507, Жуаньи — 1577, Вальядолид. Испанский скульптор французского происхождения. Родился в городке Жуаньи на границе Бургундии и Шампани, сформировался во Франции, где, возможно, испытал влияние К. Слютера, некоторое время находился в Португалии, затем долго жил в Италии, в 1539 приехал в Испанию. Первоначально работал в Леоне для монастыре Сан Маркос, украсив протяженный главный фасад здания медальонами с изображениями мифологических и исторических деятелей; ему принадлежат здесь рельефы пилястр, фризов, импостов, многофигурные рельефы в нишах (Снятие с креста на фасаде монастырской церкви), резные сидения для хора (совместно с учениками). Впервые он создал статуи из раскрашенной терракоты (Св. Матфей, Леон, Музей). Творческая деятельность Хуана де Хуни в основном протекала в Вальядолиде, но он работал и для других кастильских городов. Он исполнял многочастные алтарные образы из раскрашенного дерева: алтари в главных капеллах собора в Вальядолиде (1551—1562), собора в Бурго де Осма (1550—1554), капеллы Альваро де Бенавенте в церкви Санта Мария в Медина де Риосеко (1557), а также распятия, гробницы, статуи святых. Творчество Хуана де Хуни сложилось под влиянием многих художников, среди которых преобладали итальянские мастера разных поколений от Якопо делла Кверча, Донателло, Микеланджело до маньеристов Северной Италии кон. XV в. с их поисками натуралистических эффектов. Хуан де Хуни изобрел свой художественный стиль, который сразу же вывел его из круга не только испанских, но и европейских современников. Главная тема его произведений — душевная боль, часто сопровождаемая физическим страданием, излюбленная сцена — Положение во гроб или Погребение Христа. Он виртуозно соединял в композиции тяжеловатые, словно налитые мускулистой силой и вместе с тем податливые, гибкие фигуры в сложнейшем, непрестанно переливающемся движении. В его раскрашенных рельефах, исполненных из терракоты или мягкого камня, тела, головы, руки, хаотично громоздящиеся складки одежд сплетаются друг с другом, теряя точку опоры. Издали рельефы создают впечатление волнообразных поверхностей, ярких красочных вставок, которые узнаваемы в любом церковном интерьере. Господствует не столько жизненная, сколько орнаментальная энергия. В знаменитой скульптурной группе из раскрашенного дерева (1541—1544, Вальядолид, Нац. музей скульптуры) сцена Положение во гроб приближена к реальному окружающему пространству, образы нарочито индивидуализированы. В каменном рельефе Погребение Христа надгробия архидиакона Гутьерре де Кастро в Старом соборе Саламанки (ок. 1540) содержательная сторона подчинена продуманному декоративному решению. Круговая композиция связана с плоскостью стены, насыщенная окраска с тщательно выписанными деталями уступила место более крупным обобщенным цветовым пятнам. В творчестве Хуана де Хуни сплеталось многое: предвестие экзальтации барокко, причудливая выспренность маньеризма и, может быть, всего отчетливее — уравновешенность классицистических приемов, которая сказывалась в симметрии композиции, в ее обязательной замкнутости в форме овала, круга, квадрата, в том, что рельеф Погребение Христа в соборе Сеговии (ок. 1570) вписан в классическое архитектурное обрамление с колоннами по сторонам и фронтонам. Хуану де Хуни принадлежат такие благородные образы, как Скорбящая Мадонна (Вальядолид, церковь Лас Ангустиас), Св. Анна (1540—1545, бюст-реликварий, Вальядолид, Нац. музей скульптуры), коленопреклоненная статуя из алебастра покровителя города Авилы Сан Сегундо (ок. 1572, Авила, церковь Сан Сегундо).

Лит.: Garcia Chico E. Juan de Juni. Valladolid, 1949. Martin Gonzalez J. J. Juan de Juni. Vida y obra. Madrid, 1974.

Т. Каптерева

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город

Редактор Л. П. Анурова

2006

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины