Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия европейского искусства - кортона

Кортона

кортона
, Пьетро да (Cortona, Pietro da), наст. имя Пьетро Берретини 1596, Кортона — 1669, Рим. Итальянский живописец и архитектор. Один из ведущих мастеров итальянского барокко. Как живописец учился у А. Коммоди и Б. Чарпи. Работал в Риме и во Флоренции. В живописных работах Пьетро да Кортоны стилистические черты итальянского барокко получили наиболее полное выражение. Соединявший дарования выдающегося архитектора и виртуозного живописца, Пьетро да Кортона нашел ставшую отправной точкой для его продолжателей формулу художественного синтеза этих двух искусств. Основным акцентом живописной декорации у него, как и у других итальянских живописцев XVII в., является плафон, но, в отличие от мастеров болонской Академии Аннибале Карраччи, Рени, отчасти — Гверчино, сохранявших плоскость зеркала плафона, Пьетро да Кортона в колоссальном плафоне Апофеоз Божественного провидения (1640, Рим, палаццо Барберини) находит эффектное пространственное решение, адекватное своим прорывом вверх, динамикой, праздничным избытком жизненных сил стилистике архитектуры барокко. Роспись зеркала плафона и распалубок представляет единое, полное бурного движения целое. Иллюзорный, круто уходящий вверх карниз, на фоне которого стремительно возносятся к небесам или низвергаются отдельные фигуры, сливает воедино "земные" и даже "подземные" (Кузница Вулкана) эпизоды с разверзающимся над головами зрителей облачным небом, парящими в нем аллегорическими фигурами и огромными пчелами (герб рода Барберини). Интонации ликующего апофеоза, образ праздничного, полного красочного великолепия, шумного и жизнерадостного мира, определяющие характер этого плафона, сохраняются в более скромных по размерам плафонах парадных залов флорентийского палаццо Питти (1641—1647), выполненных Пьетро да Кортона с помощью Чиро Ферри. Другая грань дарования художника раскрывается в росписях Камера делла Стуффа в палаццо Питти, изображающих Четыре века человечества — железный, бронзовый, медный, золотой (1637—1640). В этих написанных легкими прозрачными красками аллегорических сценах жизненная полнота и динамика барокко органично соединяются с возвышенным благородством и классическим обликом персонажей, чистотой и ясностью рисунка, выдающими соприкосновение художника с эстетикой классицизма. Соединение барочной и классицистической стилистики характерно и для станковых картин Пьетро да Кортоны (Изгнание Агари, ок. 1637—1642, Вена, Музей истории искусства; Похищение сабинянок, 1629, Рим, Капитолийские музеи; Встреча Иакова и Лавана, 1640; Изгнание Агари, 1640-е, обе — Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, и др.).

Лит.: Munos A. Pietro da Cortona. Roma, 1921; Briganti G. Pietro da Cortona o della pittura barocca. Firenze, 1960.

И. Смирнова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город

Редактор Л. П. Анурова

2006

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины