Энциклопедия европейского искусства - кривелли
Связанные словари
Кривелли
кривелли
, Карло (Crivelli, Carlo) Ок. 1430, Венеция — ок. 1495, Асколи Пичено. Итальянский живописец, сын художника Якопо Кривелли. В 1457 приговорен венецианским судом к шести месяцам тюрьмы за похищение жены моряка. Видимо, в конце 1450-х навсегда покинул Венецию. В нач. 1460-х, после возвращения в Италию, поселился в области Марки. Основную часть творческого наследия Кривелли составляют многостворчатые алтари, написанные для церквей небольших городов области Марки и частично находящиеся на первоначальном месте (1468, Масса Фермата, церковь Сан Сильвестро; ок. 1473, Асколи Пичено, Пинакотека; 1473, Асколи Пичено, собор; 1476, Лондон, Нац. галерея; 1481, Ватикан, Пинакотека); разрозненные части еще нескольких алтарей хранятся в музеях Европы и США. Наследие Кривелли включает также большое число станковых работ, в том числе серию полуфигур Мадонна с Младенцем (Верона, Музей Кастельвеккио; Нью-Йорк, музей Метрополитен; Бергамо, галерея Академии Каррара; Лондон, Музей Виктории и Альберта; Анкона, Пинакотека). Творчество Кривелли не вмещается в рамки какой-либо определенной художественной школы Италии XV в. Подписывавший свои картины "Карло Кривелли, венецианец", он лишь в молодости был связан с венецианской школой, испытав влияние А. Виварини и отчасти Я. Беллини. Традиции Виварини во многом определили характер многочисленных алтарных полиптихов Кривелли, его любовь к сиянию золота, великолепию парчовых тканей, обилию декоративных деталей; венецианскую основу имеет и колорит Кривелли, изысканная красота сочетания розово-красных, белых, темно-синих красок, объединенных патиной золотистого тона. Не менее значительным для творческого формирования Кривелли было знакомство с ранними работами Мантеньи, у которого он воспринял ряд декоративных мотивов (тяжелые фруктовые гирлянды, антикизированный орнамент), жесткость моделировки форм, как бы изваянных из какого-то прочного материала, преувеличенную резкость ракурсов, мимики, жеста. Но основой творческой манеры Кривелли, ставящей его на особое место среди художников его поколения, является сознательная, несколько стилизованная архаизация, позволяющая ему соединять в единое целое драгоценную отделанность форм, нарядность и мягкость красок, несколько манерную прелесть и хрупкость персонажей, их изысканный аристократизм с преувеличенной патетикой драматических сцен, застывшими в гримасе лицами мучеников, резкой утрированностью жестов, угловатостью линий. В поздних работах Кривелли (Мадонна со свечой, ок. 1490, Милан, галерея Брера; Непорочное зачатие, 1492, Лондон, Нац. галерея) доминирует утонченное декоративное начало. Влияние Карло Кривелли испытали его брат Витторе Кривелли и художник П. Алеманья.Лит.: Zampetti P. Carlo Crivelli. Milano, 1961.
И. Смирнова
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город
Редактор Л. П. Анурова
2006
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 539 | |
2 | 517 | |
3 | 513 | |
4 | 496 | |
5 | 488 | |
6 | 486 | |
7 | 477 | |
8 | 463 | |
9 | 459 | |
10 | 457 | |
11 | 455 | |
12 | 453 | |
13 | 450 | |
14 | 437 | |
15 | 437 | |
16 | 433 | |
17 | 429 | |
18 | 429 | |
19 | 426 | |
20 | 405 |