Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия европейского искусства - лега

Лега

лега
, Сильвестро (Lega, Silvestro) 1826, Модильяна, близ Форли — 1895, Флоренция. Итальянский живописец, рисовальщик. Тосканская школа. Учился в Академии художеств Флоренции у Э. Полластрини. В 1845—1849 занимался в частных студиях художников романтической школы Л. Муссини и А. Чизери. В 1848 принимал участие в революционных событиях Рисорджименто, сражаясь в Тоскане и Ломбардии, был последователем республиканских идей Дж. Мадзини. В 1850 продолжил обучение в Академии художеств Флоренции у Дж. Беццуолли, где сблизился с Фаттори, Синьорини, А. Чечони, составивших ядро "Школы маккьяйоли". Пытался работать в монументальной живописи, расписав церкви в Модильяне (1857) и Тредоццо (1856). Фреска Неверие Фомы в церкви Модильяны говорит о влиянии романтических установок Муссини и Чизери. На Всеитальянской выставке во Флоренции в 1861, где впервые совместно выступили члены объединения "Школа маккьяйоли", показал созданные в конце 1850-х полотна на сюжеты из событий Рисорджименто — Засада берсальеров в Ломбардии (1859—1861, Милан, частное собрание), Генерал Гарибальди в Варезе в славные дни 26 мая (1859), Итальянские берсальеры, ведущие пленных австрийцев (ок. 1860, оба — Флоренция, галерея Питти) — и был удостоен второй премии. Эти произведения Лега, как и полотна получившего первую премию Дж. Фаттори, стали новым словом в итальянском искусстве середины XIX в., предопределив дальнейшее развитие исторического жанра в опоре на национальную традицию веризма. Как и другие мастера "Школы маккьяйоли", Лега начинает работать в пленэрной манере живописи цветовым пятном, создавая пейзажи, сцены в интерьере, портреты. С 1862 вместе с Р. Сернези, Дж. Аббати, О. Боррани, Т. Синьорини работает на пленэре в селении Перджентина на берегу Арно. Здесь были написаны картины Красный зонтик (1860-е, Флоренция), Крестьянская идиллия (1861, Флоренция), Прогулка в саду (1862, Милан, все — частные собрания), в которых художника, как и других "маккьяйоли", привлекала проблема изображения человеческой фигуры в атмосфере света и воздуха. Эту же проблему Лега решает в полотнах Беседка (1864, Милан, галерея Брера), Партия в крокет (1862—1867, Италия, частное собрание), После обеда (1868, Милан, галерея Брера), Романтическое чтение (1870, Милан, частное собрание), пластикой ярких красочных пятен передавая живописность тосканского пейзажа. Веристски правдиво, с присущей ранней итальянской бытовой живописи наивностью, близкой европейскому бидермайеру, сценки Лега с изображением интерьеров (Пение скворца, ок. 1867, Флоренция, галерея Питти; Женщина в кухне, 1870, Тревизо, частное собрание) повествуют о семейном быте, повседневных занятиях итальянских буржуа. С 1870-х у Лега резко ухудшилось зрение, и он не смог заниматься преподаванием, хотя, как и Фаттори, был приглашен во флорентийскую Академию художеств. В 1875 вместе с О. Боррани, собиравшим работы "маккьяйоли", Лега попытался создать во Флоренции на Пьяцца Санта Тринита галерею художников, но, оказавшись без финансовой поддержки государства, эта идея не была осуществлена. В 1880—1890-е Лега живет в селениях Тосканы — Белларива (1880—1885) и Габбро (1886—1896), где пишет пейзажи (Сад в Белларива, 1882, Италия, частное собрание; Церковь Св. Кристины в Габбро, 1880, Флоренция, частное собрание), портреты членов семей своих друзей (Элеонора Томасси в саду, 1885, Милан; Паола Бандини в саду, 1893, Ливорно, оба — частные собрания). В Габбро была создана серия живописных работ и пастелей с изображением крестьян селения (Девочка из Габбро, 1886—1896; Прядильщица, 1885, обе — Флоренция, галерея Питти). В портретах художника П. Номеллини (1889, Флоренция), скульптора Р. Карниелло, (1873, Милан, оба — частные собрания), дона Джованни Верита (1885, Форли, Гор. музей) пластически четко выписанные темные фигуры контрастируют с яркими тонами фонов, что привносит в работы декоративность. Почти ослепший художник по-прежнему воспринимает мир в гармонии ярких красок. Творчество Лега как одного из талантливейших мастеров "Школы маккьяйоли" оказало влияние на последующее развитие веристской традиции в итальянском искусстве XIX—XX вв.

Лит.: Федотова Е. Д. Джованни Фаттори, художник школы "Маккьяйоли". М., 1992; Valsecchi M. Silvestro Lega. Milano, 1950; Calzini R. 12 Opere di Silvestro Lega nella raccolta Stramezzi. Milano, 1951; Durbe D. Silvestro Lega. Catalogue de l’exposision. Museo civico di Bologna, 1973; Idem. Les Macchiaioli. Paris, 1978.

Е. Федотова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город

Редактор Л. П. Анурова

2006

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины