Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия европейского искусства - лессинг

Лессинг

лессинг
, Карл Фридрих (Lessing, Karl Friedrich) 1808, Бреслау (Вроцлав) — 1880, Карлсруэ. Немецкий живописец. Мастер дюссельдорфской школы. Изучал архитектуру в берлинской Академии художеств, но затем обратился к живописи. После знакомства с Ф. В. фон Шадовым, в 1826 уезжает в Дюссельдорф. В 1829—1836 исполнил фреску Битва под Икониумом в замке Хельтхоф, положившую начало его работе в исторической живописи, заниматься которой ему советовал и Шадов. С 1833 работал в мастерском классе Академии художеств Дюссельдорфа. Выезжает в окрестности Дюссельдорфа, откуда привозит много этюдов, и на их основе создает пейзажи (В Бодетале, 1876, Дюрен, Музей Л. Хеша; Монастырский двор в снегу, 1830, Кёльн, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг; Горный пейзаж в Германии, 1847, Лейпциг, Музей изобразительных искусств). Вместе с И. В. Ширмером Лессинг открывает красоту пейзажа Эйфеля и пишет там ряд полотен (Замок на скале, 1828; Два охотника, 1841, оба — Дюссельдорф, Художественный музей; Эйфель в непогоду, 1875, Берлин, Гос. музеи). В 1840—1860-е Лессинг создает произведения на сюжеты из истории Реформации, посвященные деятельности Я. Гуса и М. Лютера. Таковы его картины Гус перед казнью (1850, Бремен, Нац. галерея), Гуситы перед собором в Констанце (1842, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств), Проповедь гуситов (1836, Дюссельдорф, Художественный музей), Лейпцигский диспут Лютера (1866—1867, Карлсруэ, Кунстхалле). Полотно Пленение папы Пасхалия II (1840, Вупперталь, Музей Хейдта) было посвящено борьбе императора Священной Римской империи, короля Генриха V, с церковью. Оно положило начало серии работ из истории эпохи Реформации. Художник изобразил сцену пленения папы, который был вынужден ликвидировать привилегии служителей культа. Талант Лессинга как мастера исторического пейзажа раскрылся и в полотне Осада (1848, Дюссельдорф, Художественный музей), посвященном эпизоду из истории Тринадцатилетней войны.

Лит.: Hutt W. Dusseldorfer Malerschule. 1819—1869. Leipzig, 1984; Peters H. Meisterwerke der Dusseldorfer Galerie. Dusseldorf, 1955.

Е. Федотова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город

Редактор Л. П. Анурова

2006

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ЛЕССИНГ Готфрид Эфраим (Gottfried Ephraim Lessing, 1729-1781) немецкий писатель, один из крупнейших представителей литературы европейского Просвещения . Родился в саксонском городке Каменец в семье пастора. С 1746 студент Лейпцигского университета; в 1748 Лессинг переезжает в Берлин, где сближается с просветителями Мендельсоном и Николаи. Занимается переводами, сотрудничает в газете. В 1751 в Виттенберге получает звание магистра. В 1760 принимает должность секретаря при губернаторе Силезии. В 1767-1769 Л. участвует в организации Гамбургского национального театра. С 1770 Л. заведует Вольфенбюттельской герцогской библиотекой. Вольфенбюттельский период принадлежит к числу наиболее тяжелых в его жизни. Надломленный физически, он умирает в 1781 в Брауншвейге.Место Л. в истории немецкой буржуазной культуры XVIII века определяется тем, что в его лице наиболее прогрессивная часть бюргерства (передовая группа промышленной буржуазии) впервые вступила в конфликт со «старым порядком». В этом основной спецификум всей его деятельности, чрезвычайно яркой и многообразной. Лессинг борец, трибун; его творчество, пронизанное пафосом социальной борьбы, носит...
Литературная энциклопедия
2.
  ЛЕССИНГ (Lessing) Теодор (1872-1933) нем. философ; получил степень д-ра философии в Эрлангене. Осн. произв.: “История как придание смысла бессмысленному”, “Закат Земли в духе. Европа и Азия”, “Введение в совр. философию”, “Разрыв в этике Канта”, “Символика человеч. образов”, “Философия как действие”, “Ницше”, “Еврейская ненависть к самому себе”, “Шопенгауэр, Вагнер и Ницше”, “Проклятая культура”, “Одинокие песни”.Осн. идеей “Заката Земли в духе” стало понимание “духа” как конца естеств. состояния человека. Л. уподобляет “метафизич. сознание” (так называет он совр. форму научного познания) копью Ахиллеса, древко к-рого способно исцелять раны, наносимые его острием. Л. принадлежал к младшему поколению “философии жизни”; осн. вопросы, выдвигаемые им в “Закате...”, подобны проблемам, поставленным Шпенглером в “Закате Европы”. Для Л. зарождение культуры связано с трагич. разрывом человека с природой; однако человек не сразу “выпадает” из природы. “Действительность сознания” началась в странах зап. культуры с Сократа, восточной — с Будды (Л. делит историю на две большие социокультурные целостности: Запад и Восток)....
Энциклопедия культурологии

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины