Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия европейского искусства - матисс

Матисс

матисс
, Анри (Matisse, Henri) 1869, Ле Като-Камбрези, Сев. Франция — 1954, Ницца. Французский художник. Получив диплом юриста, работал в Сен-Кантене адвокатом (1889—1891). Рисовать начал в 1890. В 1891 приехал в Париж, где учился сначала в Академии Жюлиана, затем в Школе декоративных искусств (1892) и Школе изящных искусств в мастерской Густава Моро (1893—1899). В период обучения много работал над копиями в Лувре; в ранних натюрмортах подражал мастерам классической живописи, особенно Шардену (Бутылка схидама, 1896, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Под влиянием знакомства с полотнами импрессионистов, постимпрессионистов, а также Тернера (поездка в Лондон в 1898) его палитра высветляется, цвета обретают интенсивность. Значительное влияние на молодого Матисса оказала живопись Сезанна (Обнаженная натура. Слуга, 1900, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Посуда на столе, 1900, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Познакомившись с Синьяком в 1904, освоил приемы дивизионизма (Роскошь, покой и наслаждение, 1904, Париж, Нац. музей современного искусства). В нач. 1900-х вокруг Матисса сложилась группировка художников, заявившая о себе на выставках 1905 и 1906 и получившая название фовистов. В фовистских картинах яркие цвета накладываются энергичными взмахами кисти, натурная форма утрачивает отчетливость в бурлящей красочной материи (Женщина в шляпе, 1905, Сан-Франциско, частное собрание; Вид Коллиура, 1906, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). К 1908 Матисс вступил в пору творческой зрелости. В этом году он открыл собственную учебную мастерскую; опубликовал Заметки живописца, в которых изложил свое творческое кредо, свои представления "об искусстве уравновешенном, чистом, спокойном". На становление творческих ориентаций Матисса значительное влияние оказало знакомство с негритянской пластикой, итальянскими кватрочентистами (путешествие в Италию в 1907) и особенно увлечение искусством мусульманского Востока (поездка в Алжир в 1906, посещение большой выставки исламского искусства в Мюнхене в 1910). В работах кон. 1900 — нач. 1910-х Матисс достигает гармоничной уравновешенности цвета и рисунка: звучные цвета ложатся обширными плоскостями, заключенными в четкий контур, линия обретает выразительность изгибающейся "арабески". Добиваясь синтеза живописных элементов в их предельной интенсивности, художник строит композиции из развеществленных визуальных качеств: чистого, насыщенного цвета и форм, лишенных объема, тяжести, фактуры. Объемные предметы и узоры ковров, обоев, сосудов зрительно уравниваются, взаимодействуют как эквивалентные сгустки оптической энергии (Статуэтка и вазы на восточном ковре, 1908, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Красная комната, 1908; Голубая скатерть, 1909; обе — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). К числу шедевров этого времени относятся панно Танец и Музыка, созданные в 1910 для московского особняка С. И. Щукина (ныне — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). В этих декоративных композициях, решенных в единой цветовой гамме (мощный аккорд синего, зеленого и розового), характерная для художника тема пасторали раскрывается в двух аспектах — дионисийского неистовства и аполлонической созерцательности. В 1909 Матисс поселился в собственном доме в Исси-ле-Мулино. В полотнах, изображающих интерьеры, мастерскую художника, возникают сложные переплетения реальности и иллюзии: картины и скульптуры словно оживают, взаимодействуют с окружением (Мастерская художника, 1911, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Красная мастерская, 1911, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Настурции. Панно "Танец", 1912, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Поездка в Испанию зимой 1910—1911 отразилась в живописи Матисса мотивами национального искусства этой страны (Испанский натюрморт, 1911, Базель, Художественный музей). Впечатления от путешествий в Марокко, Танжер (1912—1913) оставили глубокий след в его творчестве; усложняя пространственные решения, художник органично включает экзотическую натуру в декоративный строй своей живописи (трехчастная сюита: Вид из окна. Танжер; Зора на террасе; Вход в казбу, 1912, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). В период Первой мировой войны охватившее художника состояние глубокой эмоциональной подавленности выразилось в сумрачных, аскетичных полотнах; цветовая гамма сокращается до нескольких темных тонов, форма сводится к элементарным схемам прямоугольника, круга, овала, пересекающихся и параллельных линий (Вид на Нотр-Дам, 1914, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Балконная дверь в Коллиуре, 1914, Париж, Нац. музей современного искусства). Опыт почти абстрактного геометризма подводит Матисса к новым решениям интерьерных композиций: дверные проемы, оконные рамы, карнизы, балконные решетки членят пространство на взаимопересекающиеся зоны и одновременно ритмически расчерчивают поверхность картины (Художник и модель, 1916, Париж, Нац. музей современного искусства; Окно. Интерьер с незабудками, 1916, Детройт, Институт искусств). С 1918 Матисс большую часть года проводил в Ницце. В его живопись возвращается радостная тональность залитых солнцем интерьеров, пышных букетов, экзотических орнаментов. В период 1920-х его излюбленная тема — "одалиски": распростертые и сидящие женские фигуры, обнаженные или одетые в восточные костюмы, окруженные многоцветным узором ковров, накидок, занавесей, сосудов (Одалиска в красных шароварах, 1924—1925, Париж, музей Оранжери; Одалиски, 1928, Стокгольм, Музей современного искусства). Одновременно художник продолжал заниматься скульптурой (с 1900), работал в технике литографии. В 1920 оформил постановку балета Стравинского Соловей. В 1930 Матисс провел три месяца на Таити. В том же году во время пребывания в США получил заказ на декоративное панно для Музея Барнса в Мерионе. В этой большой трехчастной композиции прорисованные тонкой линией женские фигуры в сложных поворотах располагаются на активном фоне из розовых, синих и черных полос (Танец, 1931—1933, первый вариант — Париж, Гор. музей современного искусства). С нач. 1930-х Матисс все большее внимание уделяет графике — рисунку пером, офорту, литографии. В его живописи усиливается графическое начало: фигуры очерчиваются гибкими, широко скользящими линиями, фактура обретает легкость, прозрачность, узор обозначается короткими штрихами, иногда процарапывается в красочном слое (Розовая обнаженная, 1935, Балтимор, Музей искусств; Дама в синем, 1937, Филадельфия, частное собрание; Румынская блуза, 1940, Париж, Нац. музей современного искусства). В 1935—1936 художник выполнил несколько картонов для ковров. В 1939 Матисс покинул Париж и переехал в Ниццу. С 1943 жил преимущественно в Вансе. В 1941 перенес тяжелую операцию, после которой почувствовал, что ему дарована "вторая жизнь", испытал новый творческий подъем. В 1943, будучи прикованным к постели, открыл новую живописно-графическую форму декупажей — композиций, созданных путем наклеек, вырезанных из окрашенной гуашью бумаги. Из декупажей возник альбом Джаз, изданный в 1947. Этим приемом Матисс создавал эскизы для витражей, керамических панно, ковров, а также крупные станковые работы, т. н. "вырезанные картины" (серия Синие обнаженные, 1952; Полинезия. Море, 1946, Париж, Нац. музей современного искусства; Зульма, 1950, Копенгаген, Гос. музей искусств; Композиция (Бархатные ткани), 1947, Базель, Художественный музей). В 1940-х Матисс особенно много занимался комплексным оформлением книги (Пасифая Монтерлана, 1944; Цветы зла Ш. Бодлера, 1947; Избранная любовная лирика Ронсара, 1948; Поэмы Шарля Орлеанского, 1950). В поздней живописи маслом Матисс продолжает тему интерьеров с букетами и фруктами на столах, с видами сада за окном (Красный интерьер, натюрморт на голубом столе, 1947, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия). Композиции с женскими моделями обретают особую интимность, цвет насыщается светом, предметы словно впитывают в себя спектральный состав световоздушной среды (Две девушки. Коралловый фон, голубой сад, 1947, частное собрание; Молчание в домах, 1947, частное собрание). Скульптура, которой Матисс занимался с начала своего творческого пути, служила ему подспорьем в живописи, способом изучения абрисов объемной формы. Развороты фигур образуют сложное переплетение контурных линий, круто изгибающихся, меняющих направление в пространстве (Лежащая обнаженная I, 1907, Балтимор, Художественный музей; Две негритянки, 1908, Вашингтон, Смитсоновский институт, Музей Хиршхорн; Серпантин, 1909, Копенгаген, Королевский музей изящных искусств). Воспринятая от Родена импрессионистическая проработка поверхности создает впечатление размягченности, текучести формы. Ряд маленьких фигурок этюдного типа часто выстраиваются в серию, в которой реалистическая форма последовательно упрощается, сводится к лаконичным объемам (Голова Жанетты, 5 версий, 1910—1913; Генриетта, 3 версии, 1925). Особенно показательны в этом отношении четыре рельефа Обнаженная со спины (1909—1929, все — Париж, Нац. музей современного искусства), где исходная фигура с хорошо проработанной мускулатурой сокращается до трех массивных объемов. Итоговой работой Матисса стал ансамбль капеллы четок в Вансе (1947—1951). Художник дал целостное, продуманное во всех деталях решение интерьера. На белый фон стен спокойно ложится контурный рисунок (фигуры Марии с Младенцем, св. Доминика, сцены Страстей Христовых). Лучи света, проникающие сквозь сине-желтые витражи, окрашивают атмосферу, ложатся цветными пятнами на пол и стены капеллы. Золотистый алтарь, легкие светильники гармонично завершают ансамбль, который сам художник считал наиболее совершенным воплощением своих эстетических идеалов. В 1952 в Ницце был открыт Музей Матисса.

Лит.: Алпатов М. В. Матисс. М., 1969; Эсколье Р. Матисс. Л., 1979; Анри Матисс. Статьи об искусстве. Переписка. Записи бесед. Суждения современников. М., 1993; Костеневич А., Семенова Н. Матисс в России. М., 1993; Schneider P. Matisse. Paris, 1984; Noel B. Matisse. Paris, 1987.

В. Крючкова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город

Редактор Л. П. Анурова

2006

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (matisse) Анри (1869, Ле-Като, Пикардия – 1954, Симьез, близ Ниццы), французский живописец, график и скульптор. Сын торговца зерном. Учился в Париже в Академии Жулиана (с 1891 г.) у А. В. Бугро, в Школе декоративных искусств (с 1893 г.) и в Школе изящных искусств (1895—99) у Г. Моро; копировал произведения старых французских и голландских мастеров. Испытал влияние П. Синьяка, П. Гогена, искусства Арабского Востока, а позднее – древнерусской иконописи, художественную ценность которой он оценил одним из первых на Западе.А. Матисс. «Танец». 1910 г. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург   Матисс хотел создать свежее и радостное новое искусство. За картины, выставленные на Осеннем салоне 1905 г. в Париже, отличавшиеся невиданной прежде интенсивностью цвета, Матисс и его друзья получили прозвище «дикие» (фовисты; см. ст. Фовизм). В 1910-х гг. окончательно сформировался стиль художника, остававшийся почти неизменным до конца его жизни. Картины Матисса подобны ярким декоративным коврам. Художник кладёт краски крупными пятнами, обводя их чёткими контурами, отказываясь от светотеневой моделировки объёмов и от передачи глубины пространства. Цвет для...
Художественная энциклопедия
2.
  Матисс Матисс(Matisse) Анри (1869-1954) Один из крупнейших французских художников-авангардистов XX в. Учился в Школе изящных искусств у одного из известных символистов в живописи Г.Моро, испытал влияние импрессионистов (см.: Импрессионизм), Ван Гога, Гогена. Ему открылся мир чистых сияющих красок, как самоценный и самодостаточный, и обитанию в нем и его воссозданию в искусстве М. посвятил свою жизнь. В 1905-1907 гг. был одним из активных участников группы художников-фовистов, увлекавшихся решением чисто цветовых проблем (см.: Фовизм). Однако ему чужды были некоторые крайние установки фовис-тов: понимание цвета Дереном, как динамитного патрона, который должен шокировать зрителей, или осмысление цвета как выразителя сугубо субъективных чувств (Вла-минк, ранний Руо). В XX в. М. ощущал себя прямым наследником классической французской живописи, в которой композиция играла главную роль. Уже в первом десятилетии нового столетия он выработал свою живописную стилистику и свою концепцию живописи, которые развивал и совершенствовал на протяжении последующих 50 лет. М. писал, как правило, плоскостные картины, в которых живописное пространство...
Энциклопедия культурологии

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины