Энциклопедия европейского искусства - майтани
Связанные словари
Майтани
майтани
, Лоренцо (Maitani, Lorenzo) Итальянский скульптор XIV в. Умер в 1330. С именем Лоренцо Майтани связан один из уникальных памятников итальянской скульптуры XIV в. — рельефы, украшающие фасад собора в Орвието. Биографические данные о скульпторе отсутствуют. Маленький, расположенный на вершине горы городок Орвието с большой центральной площадью и несколькими небольшими улицами входил в состав т. н. папского патримония — областей и городов, подчинявшихся непосредственно римским папам, поэтому главную площадь Орвието украшает не только обширный собор, воздвигнутый в 1290—1356 и законченный в середине XV в., но и папский дворец. Построенный в стиле итальянской готики портал собора украшают многочисленные статуи и рельефы, в создании которых принимали участие многие мастера разных поколений. Самая примечательная часть этого декора — рельефы, созданные Лоренцо Майтани (ок. 1310—1330). С его именем связывают часть рельефов, украшающих большие пилоны, которые фланкируют три входа в собор, увенчанные арками и большими треугольными вимпергами. С именем Майтани большинство исследователей связывают композиции, посвященные истории Адама и Евы. Как и другие рельефы фасада, они не разделены на отдельные клейма, а обрамлены переплетающимися побегами виноградных лоз. Приписываемые Майтани композиции отличают изысканность стиля, плавность и мягкость очертаний фигур. В Сотворении Адама Вседержитель предстает в облике прекрасного молодого мужчины, простирающего руку к еще безжизненному телу Адама; в Сотворении Евы Майтани создает изысканную и сложную композицию: над спящим Адамом, предстающим почти в той же позе, что и в первой сцене, на уступе скалы полулежит прекрасная обнаженная Ева, повернув голову к Творцу; композицию дополняют два тихо беседующих друг с другом ангела. Видимо, знакомый с готической скульптурой, Майтани сумел органически сочетать в своих рельефах утонченность поздней готики с классическим началом, гармоническим строем достаточно сложных композиций, плавностью и чистотой очертаний.Лит.: Sinibaldi G. La sculptura italiana del Trecento. Firenze, 1934; Pope-Hennesy J. Italian Gothic Sculpture. London, 1955.
И. Смирнова
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город
Редактор Л. П. Анурова
2006
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 540 | |
2 | 518 | |
3 | 514 | |
4 | 496 | |
5 | 488 | |
6 | 487 | |
7 | 478 | |
8 | 463 | |
9 | 461 | |
10 | 458 | |
11 | 455 | |
12 | 454 | |
13 | 451 | |
14 | 439 | |
15 | 438 | |
16 | 434 | |
17 | 429 | |
18 | 429 | |
19 | 426 | |
20 | 406 |