Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия европейского искусства - мишель

Мишель

мишель
, Жорж (Michel, Georges) 1763, Париж — 1843, Париж. Французский живописец, пейзажист, предшественник художников барбизонской школы пейзажа. Происходил из семьи со скромным достатком, начальное образование получил под руководством священника, жившего в окрестностях Сен-Дени. В 1775 поступает учеником к живописцу Ледюку, писавшему картины исторического жанра, учился также у А. Тоне. В 1783 был приглашен в Нормандию, где зарабатывал уроками рисования. Побывал в Германии, Швейцарии (1789). В Париже знакомый продавец картин Лебрен разрешил Мишелю копировать произведения голландских пейзажистов; с увлечением копирует в Лувре работы Рейсдала, Хоббемы и др. Высказывалось предположение, что в период империи ему была поручена реставрация полотен голландских и фламандских художников в Лувре. Наряду с этим Мишель начинает работать в окрестностях Парижа над небольшими этюдами с натуры и на их основе пишет в мастерской картины, став одним из первых французских художников, сделавших пейзаж родной страны главной темой своего искусства. Мишель не стремился к красотам дальних земель и признавался, что для вдохновения ему достаточно пейзажа "в четыре лье" вокруг Парижа. Художник никогда не подписывал свои картины и редко проставлял даты их создания, поэтому точная датировка пейзажей затруднена. Исследователи различают три основных периода в его творчестве, для которых характерны те или иные художественные особенности. Ранний период, до 1808, когда Мишель писал картины в духе голландских шедевров XVII—XVIII вв., оживляя пейзаж фигурками людей и животных (У водопоя, 1794—1795, Нант, Музей изящных искусств; В лесу, Париж, Лувр). Порой эти фигурки писали за него Демарн, Свебах. В 1808—1820 творческая манера художника становится более индивидуальной, он обретает собственное лицо. Его начинают интересовать проблемы передачи пространства, освещения, состояния атмосферы (Дорога, Гавр, Музей; Окрестности СенДени, Париж, музей Карнавале; Мельница, Лондон, Музей Виктории и Альберта). В картинах позднего периода все явственнее начинают звучать романтические ноты, пейзажи пронизаны ощущением тревоги, эмоциональной взволнованности: небо с темными облаками низко нависает над землей, под порывами ветра гнутся деревья, усиливаются контрасты света и тени. Живописная фактура становится разнообразней, пастозные мазки густым слоем покрывают холст: Гроза (Страсбург, Музей изящных искусств), Две мельницы (Гаага, Музей Месдаг), Мельница на Монмартре перед грозой (Париж, Лувр). Полотна Мишеля согреты чувством искренней любви к миру природы, художник раскрывает какую-то особую, смиренную красоту самого непритязательного и скромного пейзажного мотива.

Лит.: Яворская Н. В. Пейзаж барбизонской школы. М., 1962; Larguier L. Georges Michel. Paris, 1927; Georges Michel, catalogue exposition. Paris, 1967.

В. Стародубова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город

Редактор Л. П. Анурова

2006

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  МИШЕЛЬ Луиза (Louise Michel, 1833-1906) французская писательница, более известная у нас как революционерка участница Парижской коммуны. Долгие годы работала народной учительницей, боролась на баррикадах Парижской коммуны, годы 1871-1880 и затем 1881-1886 провела в тюрьме и ссылке (в Новой Каледонии). Амнистированная в 1886, до конца жизни работала в качестве пропагандистки, разъезжая по разным районам Франции и Алжира.По своим политическим убеждениям М. анархистка. Страстная противница буржуазного строя, М. не нашла все же верного пути революционной борьбы. Она не идет дальше общих фраз о свободе, равенстве и пр. и универсальное средство борьбы с капитализмом видит во всеобщей стачке. Помимо публицистических произведений М. автор многих романов, стихов, пьес, новелл и пр., изобилующих политическими высказываниями. В своих романах (лучший из них «Нужда» «La misere», 1887) М. стремится дать развернутую критику буржуазного общества. Исходя из материалистического положения, что судьба личности определяется общественными отношениями, М. дает в отдельных случаях яркую и верную картину социального бесправия, с одной стороны, и произвола с другой, но...
Литературная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины