Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия европейского искусства - мондриан

Мондриан

мондриан
, Пит (Mondrian, Piet), наст. имя Питер Корнелис (Pieter Cornelis Mondrian) 1872, Амерсфорт — 1944, Нью-Йорк. Голландский живописец и теоретик искусства. Один из основоположников абстракционизма. Обучался рисунку сначала у своего дяди, пейзажиста Ф. Мондриана. Учился в Академии художеств Амстердама (1892—1897). В 1901 совершил путешествие в Испанию. Пейзажи 1902—1910, написанные в окрестностях Амстердама, в Брабанте и Зеландии, свидетельствуют о стремительной эволюции художника от реализма к экспрессионизму (Пейзаж с розовым облаком, ок. 1908; Лес, ок. 1910, оба — Гаага, Гор. музей). В сериях 1908—1910, разрабатывающих мотивы дерева, церкви, мельницы, маяка, натурная форма последовательно уплощается и схематизируется (Красное дерево, 1909—1911; Колокольня церкви в Домбурге, 1910, обе — Гаага, Гор. музей). В Серебряном дереве (1911, Гаага, Гор. музей) схематизм достигает максимума; линии ветвей сплетаются в сетку, растягивающуюся по поверхности картины. Поиск "сущностной", отвлеченной от феноменальных проявлений формы осуществлялся Мондрианом под воздействием идей теософии. В 1909 он вступил в голландское теософское общество. В 1911—1914 художник жил в Париже. В картинах этого времени, отмеченных влиянием кубизма, природный мотив растворяется в пересечениях дугообразных, ломаных, наклонных линий (Яблоня в цвету, ок. 1912; Композиция с деревьями, ок. 1912, обе — Гаага, Гор. музей). Композиции 1913—1914 выстраиваются из горизонталей и вертикалей, чередующихся в дробном ритме; ранее ограниченная цветовая гамма насыщается ярко-голубыми, розовыми, оранжевыми тонами (Овальная композиция, 1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Овальная композиция, 1914, Гаага, Гор. музей). Вернувшись в Голландию, Мондриан в 1915 встретился с Ван Дусбургом. В 1917 ими были основаны журнал Де Стейл (Стиль) и художественное объединение под тем же названием. Мондриан, идейный лидер группы, опубликовал в журнале ряд статей, в которых излагались его теория неопластицизма, возникшая под влиянием "пластической математики" голландского философа М. Схумакерса. Художник призывал к денатурализации форм, очищению природы от внешнего, иллюзорного многообразия и выявлению таящейся в ней изначальной схемы. Визуальным аналогом сверхчувственного абсолюта, по мысли Мондриана, являются первичные оппозиции: плоскость — линия, горизонталь — вертикаль, цвет — не-цвет (ахроматические цвета). Уравновешенность этих элементов должна отражать рациональную гармонию мира, "эквивалентность духа и материи". Принципы неопластицизма Мондриан считал универсальными, применимыми не только для проектирования материальной среды, но и для создания гармоничного общественного устройства. В 1919 Мондриан вернулся в Париж, где в следующем году была опубликована его брошюра Неопластицизм. Во второй парижский период (1919—1938) система геометрической абстракции Мондриана обретает законченность. Композиции строятся на пересечениях вертикальных и горизонтальных линий. Часть образовавшихся прямоугольников ровно закрашивается (художник пользовался лишь тремя цветами: красным, синим, желтым). Цветные ячейки противопоставляются белым, "пустым" клеткам (Композиция с красным, желтым и синим, 1921, Гаага, Гор. музей; Картина № 2, 1921—1925, частное собрание). Мондриан работал большими сериями: композиции, вписанные в квадрат или ромб, композиции с разной толщиной черных линий и т. п. В таких "периодических рядах" унифицированные элементы образуют жесткий каркас, внутри которого перемещаются "подвижные" модули, создавая всякий раз новые комбинации: цветные секции, тяжелые и легкие, монолитные и расчлененные, сдвигаются к центру или смещаются на периферию, оставляя обширные паузы пробелов; окрашенные "тела" свободно зависают либо опираются на прочные основания; черные линии решетки то плотно сдвигаются, то расходятся как в трансформирующейся конструкции (Композиция с желтым и синим, 1929, Роттердам, Музей Бойманса — ван Бёнигена; Композиция, 1935, Чикаго, Институт искусств; Композиция с красным и черным, 1936, Нью-Йорк, Музей современного искусства). В 1929 художник создал Картину-поэму, в которой столбцы поэтического текста М. Сефора встраиваются в неопластицистскую конструкцию (Париж, собрание М. Сефора). Порвав с группой "Де Стейл" в 1924, Мондриан длительное время пребывал в одиночестве. Однако в 1930-х приобрел большой авторитет в кругах художников и интеллектуалов, был ведущей фигурой в объединениях "Круг и квадрат" и "Абстракция—Творчество". В 1938 Мондриан переселился в Лондон, а в 1940 эмигрировал в США. Здесь его система претерпевает определенные изменения: черные линии исчезают, дробные цветные поверхности мелькают в прерывистых ритмах, вызывая ассоциации с беспокойной суетой американского города (Нью-Йорк сити I, 1942, Париж, Нац. музей современного искусства; Буги-вуги на Бродвее, 1942—1943, Нью-Йорк, Музей современного искусства).

Лит.: Пит Мондриан: Каталог выставки. СПб.; М., 1996; Seuphor M. Piet Mondrian. Paris, 1956; Ragghianti C. L. Mondrian. Milano, 1962; Lemoine S. Mondrian et De Stijl. Paris, 1987.

В. Крючкова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город

Редактор Л. П. Анурова

2006

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  МОНДРИАН (Mondrian) Пит (1872 1944), нидерландский живописец. Один из основателей группы "Стиль". Создатель неопластицизма абстрактных композиций из прямоугольных плоскостей и прямоугольных линий, окрашенных в основные цвета> спектра. ...
Современная энциклопедия
2.
  (mondrian) Питер Корнелис (1872, Амерсфорт, близ Утрехта – 1944, Нью-Йорк), голландский художник, один из основоположников абстракционизма, создатель теории неопластицизма. Учился в Академии художеств в Амстердаме (1892—97). До 1911 г. писал традиционные реалистические пейзажи. После знакомства с кубистами начал создавать композиции на основе свободно сконструированной и заполнявшей весь холст пространственной сетки. В 1914 г. появились первые полностью беспредметные холсты 42-летнего художника. Мондриан разграфлял поверхность картины на прямоугольники и квадраты, закрашивал получившиеся геометрические поля то интенсивными яркими красками, то (позднее) облегчёнными и прозрачными оттенками белого, серого, бежевого или голубоватого цветов. Со временем его геометрические «решётки» становились всё проще и строже, а цветовые сочетания – всё более изысканными и благородными. Стремясь обрести то, что он называл «чистой пластической реальностью», Мондриан изгонял из своих картин любые следы «случайности и неправильности»: кривые линии, цветовые нюансы, следы кисти. Одними лишь только линиями, пересекавшимися под прямыми углами, и...
Художественная энциклопедия
3.
  Мондриан Мондриан(Mondrian) Пит (18721944) Один из крупных художников авангарда. Творчество М., подобно искусству его великих соотечественников, Рембрандта и Ван Го га, выходит далеко за рамки национальной голландской живописи. Выдающемуся художнику и мыслителю суждено было стать лидером и властителем умов, сначала европейского, а затем мирового художественного авангарда. Воздействие его творческого наследия ощутимо и на исходе XX столетия. Став известным пейзажистом, М, почувствовал, что живопись не просто интересует его сама по себе. Она лишь средство самопознания или Богопознания. Живопись (в толковании М. тех лет — «светопись») способна фиксировать истинное, не видимое обыденным глазом свечение вокруг материальных природных объектов — отражение Божественного света. Богоискательство привело М. к теософии, как это произошло с его великим русским современником В.Кандинским. Возникнув в России на рубеже столетий в трудах Е.Блаватской теософское учение, объединяющее все мировые религии и уделяющее особое внимание истории культуры и искусства, стремительно распространилось в странах Европы, особенно в протестантских...
Энциклопедия культурологии

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины