Энциклопедия европейского искусства - моретто
Связанные словари
Моретто
моретто
, Алессандро (Moretto, Alessandro), наст. имя Алессандро Бонвичино (Alessandro Bonvicino) Ок. 1498, Брешия — 1554, Брешия. Итальянский живописец. Мастер брешианской школы. Работал в Брешии, выполнял заказы для церквей Бергамо, Вероны, Венеции. Самый младший из ведущих брешианских живописцев 1-й пол. XVI в. Моретто испытал влияние Савольдо и Романино, усвоив у них интерес к натуре, типажу, свойственную брешианской школе живописную манеру, пластическую отчетливость лепки форм, утонченность холодной цветовой гаммы. В то же время Моретто, наделенный спокойным, ясным художественным темпераментом, прирожденным чувством гармонии форм и красок, оказался в гораздо большей мере, чем его брешианские современники, восприимчивым к "большому стилю" Высокого Возрождения с его возвышенностью и величием. Это сказалось уже в серии картин, написанных для капеллы Сан Сакраменто (1521—1524, Брешия, церковь Сан Джованни Эванджелиста), где Моретто работал одновременно с Романино. Наибольшей гармонии и классической ясности достигает Моретто в работах 1530-х: Мадонна дель Паитоне (ок. 1538, Паитоне, святилище), Св. Юстина с донатором (ок. 1533, Вена, Музей истории искусства), Мадонна со св. Николаем (1539, Брешия, пинакотека Тозио-Мартиненго), навеянной Мадонной Пезаро Тициана. Органического единства брешианских традиций стиля Высокого Возрождения, бытовой достоверности и гармонической упорядоченности изобразительного языка достигает мастер в Трапезе в доме Симона Фарисея (1540-е, Брешия, церковь Санта Мария ин Калькера); одноименное монументальное полотно (1544, Венеция, церковь Санта Мария делла Пьета) предвосхищает Пиры Веронезе. В немногочисленных портретах Моретто житейская достоверность облика модели, смягченная тяготением художника к гармоническому началу, изысканной красоте колорита, соединяется с задумчиво-созерцательным настроением, навеянным традициями круга Джорджоне. Моретто принадлежит один из первых в итальянской живописи портретов в полный рост (Портрет Фенароли, 1526, Лондон, Нац. галерея).Лит.: Смирнова И. А. Крупнейшие художники венецианской Террафермы 1-й половины XVI века. М., 1978; Roselli C. Il Moretto. Brescia, 1964.
И. Смирнова
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город
Редактор Л. П. Анурова
2006
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 541 | |
2 | 519 | |
3 | 515 | |
4 | 497 | |
5 | 489 | |
6 | 488 | |
7 | 479 | |
8 | 464 | |
9 | 462 | |
10 | 459 | |
11 | 456 | |
12 | 455 | |
13 | 452 | |
14 | 440 | |
15 | 439 | |
16 | 435 | |
17 | 430 | |
18 | 430 | |
19 | 427 | |
20 | 408 |