Энциклопедия европейского искусства - пальма веккио
Связанные словари
Пальма веккио
пальма веккио
, Якопо (Palma Vecchio, Jacopo), наст. имя Якопо Негретти (Нигретти) Ок. 1480, Серинальта — 1528, Венеция. Итальянский живописец, мастер венецианской школы. Работал в Венеции. Уроженец округа города Бергамо — самой западной части венецианских владений в Северной Италии, — Пальма Веккио сформировался как живописец в Венеции; в 1510—1520-х был самой заметной фигурой венецианской школы после Тициана. Ранние работы Пальмы Веккио (Мадонна, ок. 1506, Берлин, Гос. музеи; Мадонна со святыми, ок. 1508—1510, Рим, галерея Боргезе) выдают влияние Джованни Беллини. Но с нач. 1510-х художник органично осваивает мотивы и живописные приемы Джорджоне и раннего Тициана. Одной из его излюбленных тем становятся Св. собеседования и Св. Семейства, решенные как идиллические сцены на фоне спокойных сельских ландшафтов, несколько тяжеловесные по рисунку и ритму, но написанные со свойственной венецианской школе 1510—1520-х глубиной и насыщенностью цвета, богатством тональных переходов (Св. Семейство, ок. 1516—1517, Флоренция, галерея Уффици; Св. собеседование, ок. 1517, Вена, Музей истории искусства; Св. Семейство со св. Екатериной, 1520-е, Дрезден, Картинная галерея; Св. собеседование, ок. 1527—1528, Венеция, галереи Академии, закончена Тицианом). Как сельская, крестьянская идиллия трактована у Пальмы Веккио библейская сцена в монументальном полотне Встреча Якова и Рахили (1520-е, Дрезден, Картинная галерея). Одной из лучших работ Пальмы Веккио является величественная св. Варвара из Полиптиха Св. Варвары (ок. 1522—1523, Венеция, церковь Санта Мария Формоза), написанная в полнозвучной и праздничной цветовой гамме, основанной на теплых вишневои розово-красных тонах, объединенных мягким золотистым светом. Пальма Веккио работал также в портретном жанре. Его женские портреты (т. н. Виоланта, ок. 1518, Вена, Музей истории искусства; Женский портрет, ок. 1518, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса), решенные в нарядной, звучной цветовой гамме, воплощают характерный венецианский тип чувственной полнокровной красоты. Написанные в темной, благородной цветовой гамме мужские портреты (Юноша, ок. 1512—1515, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Франческо Кверини, 1528, Венеция, галерея Кверини-Стампалья) выдают влияние Джорджоне. Вазари приписывает Пальме Веккио ныне полуразрушенное полотно Буря (Венеция, галереи Академии), являющееся первым в истории итальянской живописи изображением разбушевавшейся морской стихии.Лит.: Gombosi G. Palma Vecchio. Milano, 1968.
И. Смирнова
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город
Редактор Л. П. Анурова
2006
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 539 | |
2 | 517 | |
3 | 513 | |
4 | 496 | |
5 | 488 | |
6 | 486 | |
7 | 477 | |
8 | 463 | |
9 | 459 | |
10 | 457 | |
11 | 455 | |
12 | 453 | |
13 | 450 | |
14 | 437 | |
15 | 437 | |
16 | 433 | |
17 | 429 | |
18 | 429 | |
19 | 426 | |
20 | 405 |