Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия европейского искусства - порденоне

Порденоне

порденоне
, Джованни Антонио (Pordenone, Giovanni Antonio), наст. имя Джованни Антонио де Сакис 1483, Порденоне — 1539, Феррара. Итальянский живописец. Уроженец области Фриули — северо-восточной части венецианских владений. Работал в Порденоне, Удине и других городах Фриули, Кремоне (1520—1522), Тревизо (1520), Венеции (с перерывами в 1525—1538), Пьяченце (ок. 1529 и ок. 1536). Сформировавшийся первоначально в полуремесленной художественной среде области Фриули, Порденоне уже к концу 2-го десятилетия XVI в. стал одной из заметных фигур в живописи Северной Италии. Приняв в 1525 участие в конкурсе на алтарную картину Смерть Петра Мученика для венецианской церкви Санти Джованни э Паоло и уступив пальму первенства Тициану, он, тем не менее, добился в кон. 1520—1530-х такого успеха в Венеции, что стал главным соперником Тициана, ведущим венецианским монументалистом. Выполнил росписи ряда фасадов венецианских дворцов (не сохранились), плохо сохранившиеся росписи в церкви Сан Рокко и монастыре Санто Спирито, живописную декорацию второго по величине парадного помещения Дворца дожей — зала Скрутинио (не сохранились). В 1535 получил рыцарский титул от венгерского короля Яна Запольского. В январе 1539 был приглашен на службу к феррарскому герцогу и тотчас же по приезде в Феррару умер на постоялом дворе, что породило слухи об его отравлении завистливыми соперниками. Ранние работы Порденоне: Мадонна со святыми (1511, Венеция, галереи Академии), Мадонна со святыми (ок. 1512—1514, Сузегана, приходская церковь), Мадонна Милосердия (1515, Порденоне, собор) и др. свидетельствуют о его первоначальной ориентации на последнее поколение мастеров венецианского Раннего Возрождения, хотя в них уже проявляются свойственные художнику энергия трактовки форм, динамика и острота ритма, интерес к сложным, эффектным позам. Переломным для Пордонене стал кон. 1510-х, когда он почти одновременно с Тицианом стал осваивать новый для венецианской живописи патетический язык эффектных контрапостов, стремительных ракурсов, почерпнутый у мастеров римской школы, позднего Рафаэля и Микеланджело. Порденоне вносит в этот стиль плебейскую жизненную силу, иногда — варварскую необузданность и в то же время — риторику, театрализованность, некоторую утрированность. Эти черты, наметившиеся уже в росписях капеллы Малькьостро (1520, Тревизо, собор), особенно полно проявляются в сценах Страстей Христа, входящих в фресковый цикл, начатый Дж. Романино (1520—1522, Кремона, собор). Драматический пафос сочетается в них с беспощадным натурализмом, брутальностью, иллюзионистическими эффектами. Бравурность, театрализовнность, мощь светотеневой лепки крупных, тяжелых масс, головокружительность ракурсов и неожиданные пространственные эффекты характеризуют роспись створок органа приходской церкви в Спилимберго (1524) и купола приходской церкви в Кортемаджоре (ок. 1529), где Саваоф и ангелы в стремительном полете как бы вторгаются в пространство церкви, сметая обрамление центральной части купола. Предвосхитив в работах 1520-х некоторые черты стилистики барокко и бросив вызов классическим основам Высокого Возрождения, в 1530-е Порденоне приходит к своеобразному компромиссу с господствующими традициями, умеряет вызывающую резкость изобразительного языка, стремится к декоративной нарядности, облагораживает облик своих персонажей. Эти тенденции нашли наиболее полное выражение в росписях купола и стен небольшой центрической церкви Санта Мария ин Кампанья в Пьяченце (ок. 1529— 1536) и величественных, написанных в сдержанно-холодноватой манере алтарях венецианского периода: Св. Лоренцо Джустиниан с шестью святыми (1532, Венеция, галереи Академии), Святые Рокк, Себастьян и Екатерина (1530-е, Венеция, церковь Сан Джованни Элемозинарио), Благовещение (1538, Мурано, церковь Санта Мария дельи Анджели). Пордононе оставил заметный след в истории искусства Венеции, оказал влияние на некоторые работы Тициана 1540-х и на младшее поколение венецианских мастеров XVI в., в частности, на Я. Бассано и Тинторетто.

Лит.: Смирнова И. А. Крупнейшие художники венецианской Террафермы. М., 1972; Fiocco G. Giovanni Antonio Pordenone. Undine, 1939.

И. Смирнова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город

Редактор Л. П. Анурова

2006

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины