Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия европейского искусства - руссо

Руссо

руссо
, Анри (Rousseau, Henri) 1844, Лаваль — 1910, Париж. Французский живописец-самоучка. В 1871—1893 служил в акцизном ведомстве Парижа, по этой причине за ним закрепилось прозвище "Таможенник". Занявшись живописью ок. 1880, впервые показал свои работы в "Салоне независимых" в 1886. В дальнейшем регулярно участвовал в выставках "Общества независимых". Творчество Руссо тесно связано с низовой городской культурой (лубок, трактирные вывески, ярмарочные афиши, фотоснимки с декорациями-трафаретами). С другой стороны, Руссо преклонялся перед мастерами салонной академической живописи (В. Бугро, Ж. Л. Жером) и стремился в своих полотнах воспроизвести жанровые особенности и стилистические признаки официального искусства (парадный автопортрет под названием Я, портрет-пейзаж, 1890, Прага, Нац. галерея; пастораль Счастливый квартет, 1902, Нью-Йорк, частное собрание). Своеобразный эффект двойственности, возникающий как следствие транскрипции академической системы, ее изложения языком наивного просторечья (несовершенства рисунка, перспективы, моделировки), а также несомненный колористический дар Руссо привлекли внимание французского авангарда (сначала — А. Жарри, Гогена, Редона, Сёра, затем — Г. Аполлинера, Пикассо, Делоне). Творчество Руссо весьма разнообразно по жанрам и тематике. Он писал портреты, семейные празднества и церемонии (свадьбы, крещения), виды Парижа и его окрестностей, экзотические пейзажи, военные парады и баталии. В отличие от других "примитивов" Руссо прошел определенную эволюцию. Ок. 1890 ранее преобладавшая в его живописи раздельная кладка мазков сменяется слитной манерой. Жестко прочерченный контур, крепкие, плотно окрашенные формы, однородный блеск глянцевой поверхности создают впечатление особой устойчивости, ремесленной прочности изображения. Художник часто копировал фигуры с журнальных картинок и открыток. При этом тривиальные прототипы массовой культуры претворялись Руссо в визионерские образы-грезы, которым он сознательно стремился придать "нечто египетское", т. е. ощущение вечности (Спящая цыганка, 1897, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Война, Париж, музей Орсе). В портретах Руссо варьировал готовые иконографические схемы — от семейных фотографий "на память" (Свадьба, 1905, Париж, музей Оранжери) до академического жанра костюмированного портрета-аллегории (Муза, вдохновляющая поэта <Портрет поэта Г. Аполлинера и художницы М. Лорансен>, 1909, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). С 1905 воображение Руссо занимают картины тропических лесов, схваток хищников в джунглях, охоты на диких зверей (В тропическом лесу, 1910, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Нападение ягуара на лошадь, 1910, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Никогда не выезжая за пределы Франции, Руссо сочинял собственную экзотику "заморских стран", передавая свои фантазии с исключительной оптической отчетливостью. Во Сне (1910, Нью-Йорк, Музей современного искусства) два уровня воображаемой реальности сливаются в одной композиции: пышная растительность, сказочные цветы, плоды и птицы окружают гранатовое канапе грезящей красавицы. Эта галлюцинаторная достоверность в передаче вымышленного мира будет по-своему оценена сюрреалистами. С признанием творчества Руссо открылся ранее игнорировавшийся пласт художественной культуры ("наивное" творчество самоучек), который стимулировал развитие тенденций примитивизма в профессиональном искусстве XX в.

Лит.: Перрюшо А. Таможенник Руссо. М., 1994; Воллар А. Воспоминания торговца картинами. М., 1994; Валье Д. Анри Руссо. М., 1995; Vallier D. Tout l’?uvre peint de Henri Rousseau. Paris, 1970; Certigny H. La verite sur le Douanier Rousseau. Paris, 1971.

В. Крючкова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город

Редактор Л. П. Анурова

2006

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  РУССО (Rousseau) (прозвище Таможенник) Анри (1844 1910), французский живописец. Самоучка. Представитель примитивизма. Фантастические пейзажи, жанровые сцены, портреты, отмеченные наивностью мировосприятия, условностью общего решения, буквальной точностью деталей, плоскостностью форм, ярким и пестрым колоритом. ...
Современная энциклопедия
2.
  А. см. в ст. примитивизм.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.) ...
Художественная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины