Энциклопедия европейского искусства - тенирс младший
Связанные словари
Тенирс младший
тенирс младший
, Давид (Teniers, David) 1610, Антверпен — 1690, Брюссель. Фламандский живописец. Сын и ученик Д. Тенирса Старшего. В начале 1630 сблизился с Браувером, оказавшим на него сильное влияние. Жил и работал в Антверпене, в 1632 принят в гильдию живописцев, с 1649 — декан гильдии. Друг Рубенса. В 1651 переехал в Брюссель, где стал придворным художником и директором картинной галереи испанского наместника эрцгерцога Леопольда Вильгельма. Инициатор основания антверпенской Академии художеств (1663), Тенирс часто сотрудничал с другими живописцами. Чрезвычайно плодовитый мастер, оставивший после себя более 700 работ, пользовался огромным успехом в аристократических кругах фламандского общества, следил за модой, за требованиями заказчиков. Писал бытовые сцены, натюрморты, животных, охоты, пейзажи, портреты, картины на религиозные и аллегорические сюжеты. Одно из его ранних произведений — Групповой портрет членов антверпенского магистрата и старшин стрелковых гильдий (1643, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) — редкий пример группового портрета во фламандской живописи. При всей тщательности исполнения множества маленьких фигурок создается впечатление нарядной оживленной толпы, бытовой картины, близкой его Караульне (1642, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). В многочисленных "кермессах" — празднествах и развлечениях принаряженных поселян (в музеях Санкт-Петербурга, Брюсселя, Лондона, Мюнхена, Парижа, Нью-Йорка), написанных в приятной, легкой гамме синих, красных, бело-кремовых и серых красок, с эффектами света и прозрачными тенями, — наиболее очевиден развлекательный характер творчества Тенирса. Как занимательные сценки воспринимаются такие картины, как Кухня (1644, Гаага, Маурицхейс), Искушение св. Антония (1633—1636, Брюссель, Королевский музей изящных искусств), Обезьяны на кухне (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Обезьяны, играющие в карты (Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Пейзажи Тенирса отличает тонкое чувство природы (Вид в окрестностях Брюсселя, Приморская гавань, Пейзаж с крестьянским домом, все — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Придворная карьера художника ознаменовалась созданием картин Герцог Леопольд Вильгельм в своей картинной галерее в Брюсселе (ок. 1651, версии — Мадрид, Прадо; Вена, Музей истории искусства; Мюнхен, Старая пинакотека), интересных прежде всего как историко-художественные документы, в которых с педантичной точностью зафиксированы многие находившиеся в галерее известные произведения. Тенирс выполнил копии картин этой галереи (изданы в гравюрах в 1660, Teatrum Pictoricum). И в XVIII в. произведения Тенирса пользовались успехом, множество разошлось по королевским собраниям разных стран, стало достоянием европейских музеев. Одна из самых обширных коллекций Тенирса собрана в Гос. Эрмитаже в Санкт-Петербурге.Лит.: Смольская Н. Тенирс в собрании Эрмитажа. Л., 1961; Rosenberg A. Tenirs der Jungere. 2. Auft. Berlefeld; Leipzig, 1901; Fekhoud J. Teniers. Bruxelles, 1926; Flandern und Holland in 17. Jahrhundert. Ausstellung. Wien, 1973.
Т. Каптерева
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город
Редактор Л. П. Анурова
2006
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 539 | |
2 | 517 | |
3 | 513 | |
4 | 496 | |
5 | 488 | |
6 | 486 | |
7 | 477 | |
8 | 463 | |
9 | 459 | |
10 | 457 | |
11 | 455 | |
12 | 453 | |
13 | 450 | |
14 | 437 | |
15 | 437 | |
16 | 433 | |
17 | 429 | |
18 | 429 | |
19 | 426 | |
20 | 405 |