Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия европейского искусства - витте

Витте

витте
, Эмануэл де (Witte, Emanuel de) 1617, Алкмар — 1691 или 1692, Амстердам. Голландский живописец. Родился в семье школьного учителя. Учился, возможно, в Делфте у Э. ван Алста, испытал влияние делфтских мастеров архитектурного жанра Г. Хоугеста и Х. ван дер Влига, и особенно сильное — К. Фабрициуса. Работал в Алкмаре, с 1636 — член гильдии живописцев, в Роттердаме (1639—1640), Делфте (1642—1650), а с 1642 — и в Амстердаме. Писал картины на мифологические, жанровые сюжеты, пейзажи, марины, портреты, но выдающийся талант мастера наиболее ярко проявил себя в изображении церковных интерьеров и городских рынков. Вошедшая в творчество де Витте сравнительно поздно, в 1650-х, архитектурная тема претворилась в таких его произведениях, как Внутренность церкви в Делфте (1651, Лондон, собрание Уоллес), Интерьер Аудекерк в Амстердаме (1659, Гамбург, Кунстхалле), Протестантская готическая церковь (ок. 1685), Внутренний вид церкви в Делфте (оба — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Интерьер церкви (1767, Берлин, Гос. музеи), Интерьер католической церкви (1668, Гаага, Маурицхейс), Церковный интерьер (1668, Роттердам, Музей Бойманса — ван Бёнингена). Запечатлевая внутренний вид протестантской, реже — католической церкви или же компонуя его из фрагментов различных зданий, художник насытил специфический для Голландии жанр глубокой содержательностью, поэтическим настроением, динамичной игрой пространства и света, благородством колорита, основанного на оттенках серого и черного с акцентами бледно-розоватых и желтоватых тонов. При всем гармоническом равновесии церковные интерьеры де Витте, всегда воспринимаемые в единстве с наполняющими их людьми, пронизаны живым пластическим движением, устремленностью в глубину. О его мастерстве в передаче пространственной динамики и ее ритмической организации свидетельствует одно из его лучших лирических полотен Интерьер с женщиной у клавесина (ок. 1668, Роттердам, Музей Бойманса — ван Бёнингена) с анфиладой затененных комнат, в которую проникают сияющие лучи солнца. Вторая тема творчества де Витте — изображение многолюдных рыночных площадей, рынков в порту, где преимущественно торгуют рыбой. Художник соединяет в композиции элементы бытового жанра, натюрморта, городского и морского пейзажей. Среди его Рыбных рынков лучшие находятся в Лондоне, Нац. галерее (1662), Роттердаме, Музее Бойманса — ван Бёнингена (1672), и в Москве в Гос. музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Московская картина Рынок в порту (ок. 1668), построенная на четких строгих линиях и объемах, на широких красочных пятнах серого, черного, белого и изумрудно-зеленого, создает образ оживленной городской жизни. Приемы световоздушной перспективы, масштабные контрасты фигур переднего и дальнего плана, некоторые из которых помещены спиной к зрителю, усиливают движение композиции в глубину, к рыночной площади, к зданиям пристани, маяку, мачтам, морским далям. Избранный художником жанр допускал и портретные изображения (Адриана ван Хейсден с дочерью на Новом рынке в Амстердаме, ок. 1662, Лондон, Нац. галерея). Написанные в более поздние годы Рынки (1679, Лейпциг, Музей изобразительных искусств; 1682—1683, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса) приобретают черты созерцательности и пассивности, фигуры заметно уменьшаются, поглощаются пространством, которое становится более замкнутым, а живописная гамма — приглушенной и менее выразительной. Жизнь де Витте, как и других великих голландцев, сохранивших верность реалистическим традициям в критическое время господства патрицианских вкусов и новой художественной моды, складывалась трагически. Его искусство не пользовалось признанием в современном ему обществе. Художник продавал свои картины за бесценок, попадал в непрестанную кабалу к домовладельцам и трактирщикам. В жалкой нищете, вышвырнутый своим хозяином зимней ночью на улицу, он покончил с собой.

Лит.: Лев Н. Ю. Э. де Витте. М., 1976; Manke J. Emanuel de Witte. 1617—1692. Amsterdam, 1963; Liedtke W. Architectural Painting in Delft: Gerard Hoockgest, Hendrick van Wliet; Emanuel de Witte. Dooruspijk, 1982.

Т. Каптерева

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город

Редактор Л. П. Анурова

2006

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ВИТТЕ Сергей Юльевич (1849-1915), граф (1905), государственный деятель, действительный тайный советник (1899), почётный член Петербургской АН (1893). С февраля 1892 министр путей сообщения, с августа 1892 министр финансов. С 1903 председатель Комитета министров. В 1905-06 председатель реформированного Совета министров. Инициатор введения винной монополии (1894), проведения денежной реформы (1897), укрепившей внутренний и внешний курс рубля, строительства Транссибирской железной дороги. Предложения Витте о свободном выходе крестьян из общины и ликвидации крестьянской сословной обособленности были использованы в ходе осуществления аграрной реформы П. А. Столыпина. Стремился привлечь предпринимателей к сотрудничеству с правительством. В начале 1900-х гг. выступал против обострения отношений с Японией; одновременно стремился к сближению с Китаем. От имени России подписал Портсмутский мир с Японией (1905), завершивший русско-японскую войну 1905. Под руководством Витте составлен высочайший Манифест 17 октября 1905 о даровании осн. гражданских свобод. "Воспоминания" (т. 1-3, 1960).С.Ю.ВиттеИсточник: Энциклопедия "Отечество" ...
Русская энциклопедия
2.
  ВИТТЕ Сергей Юлиевич (1849 1915), российский государственный деятель, граф (с 1905). В 1892 министр путей сообщения, с 1892 министр финансов. С 1903 председатель Кабинета министров. В 1905 06 председатель Совета Министров. Инициатор введения винной монополии (1894), денежной реформы> (1897), установившей золотой монометаллизм, строительства Сибирской железной дороги. Подписал Портсмутский мир (1905), после чего в широких общественных кругах получил прозвище "граф Полусахалинский". Разработал ряд положений столыпинской аграрной реформы>. Автор> Манифеста 17 октября 1905. Проводил политику сотрудничества с крупными промышленными кругами. Автор> "Воспоминаний" (тома 1-3, 1960). ...
Современная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины