Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - этюд

Этюд

этюд
(от франц. etude учение, изучение; нем. Etьde, англ. study, etude, итал. studio) муз. пьеса, предназначенная для совершенствования технич. навыков игры на к.-л. инструменте. Понятие Э. как пьесы, разучиваемой для совершенствования в мастерстве, имеет широкий смысл; так "Etudes de transition et 2 fantasies" Рейхи (op. 31, 1800) представляют собой упражнения в модуляции. Как самостоят. жанр Э. получил развитие в 19 в. в связи с расцветом виртуозного исполнительства, усовершенствованием муз. инструментов (молоточкового фп.). Инструктивные Э. близки упражнениям, но отличаются от них законченностью формы, мелодико-гармонич. развития, иногда и определённостью выразит. характера. Первые, поныне используемые в уч. практике сб-кн Э. для фп. принадлежат И. Крамеру ("Большая практическая фортепианная школа" "Grosse praktische Pianoforteschule", 1815), M. Клементи ("Путь к Парнасу" "Gradus ad Parnassum", v. 1-3, 1817-26); большое распространение получили этюды К. Черни ("Школа беглости" "Schule der Gelдufigkeit", op. 299; "Школа пальцевого мастерства" "Schule der Fingerfertigkeit", op. 740, и др.). Каждый из таких Э. рассчитан обычно на один вид техники (гаммы, арпеджио, двойные ноты, октавы и т. д.), реже на 2-3 родственных, а весь сб-к Э. на комплексное овладение техникой. Подобные муз. соч. создавались для разл. инструментов "42 этюда или каприса" ("42 Etudes ou Caprices") P. Крейцера и "24 каприса в форме этюдов" ("24 Caprices en forme d'йtudes dans les 24 tons de la gamme") П. Роде для скрипки, "40 этюдов большой трудности для виолончели" ("Hohe Schule des Violoncellspiels", op. 73) Д. Поппера. В 19 в. появился особый тип конц. Э. виртуозная пьеса, предназначенная для публич. исполнения (этюды З. Тальберга, А. Л. Гензельта и др.).

Новый этап в развитии жанра Э. открыли "24 каприччи" Паганини для скрипки соло (1801-07), послужившие впоследствии основой для фп. транскрипций Р. Шумана и Ф. Листа. В творчестве Ф. Шопена, Шумана, Ф. Мендельсона-Бартольди, Листа, И. Брамса Э., наделённый яркой образностью, занимает важное место в ряду др. жанров романтич. фп. музыки, тяготея то к миниатюре типа прелюдии (Шопен), то к крупной форме, нередко основанной на принципах монотематизма (Лист), иногда становясь частью вариационного цикла ("Симфонические этюды" Шумана, "Вариации на тему Паганини" Брамса). Такие Э. представляют характерные типы фп. фактуры, каждый из к-рых носитель определ. образной сферы. Э. миниатюра Шопена, восходящий к "классическому" Э. с остинатной фактурой, и характеристический, нередко программный этюд Листа, основанный на большем фактурном разнообразии, стали эталоном для дальнейшего развития жанра, особенно интенсивного в периоды формирования и кристаллизации самобытных композиторских стилей в фп. музыке. Расцвет рус. фп. музыки на рубеже 19-20 вв. ознаменован появлением этюдов А. К. Лядова, А. С. Аренского, С. М. Ляпунова, С. В. Рахманинова ("Этюды-картины" ор. 33, 39) и А. Н. Скрябина. Этюды К. Дебюсси, О. Мессиана, К. Шимановского, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева демонстрируют новый подход к выразит. и технич. возможностям фп. в 20 в. Создаются Э. для разл. составов: "5 этюдов для фп. с оркестром" Мийо (1920), "4 этюда для оркестра" Стравинского (1929), "Симфонические этюды для оркестра" Хенце (1955), "6 этюдов для струнных инструментов и органа" Б. А. Чайковского (1977) и др.

Литература: Hдfner E., Die Entwicklung der Spieltechnik und der Schulund Lehrwerke fьr Klavierinstrumente, Mьnch., 1937; Gцbe1s F., Die moderne Klavieretьde, "Musik im Unterricht", 1952, Jahrg. 43, No 1; Ganz R. F., The development of the etude for pianoforte. Northwestern university, 1960 (diss.); Theme1is D., Etude ou Caprice. Die Entstehungsgeschichte der Violinetьde, Mьnch., 1964.

Т. Ю. Овсянникова.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  По-французски etude изучение. Начинающие пианисты с первых месяцев занятий играют этюды сначала совсем легкие: Гедике, Беренса, Шитте. Затем, с годами, переходят к этюдам сложнее: Клементи, Черни, Мошковского. Этюд развивает технику музыканта. Каждый из них рассчитан на освоение какого-то технического приема, например, игры октавами, техники трелей, двойных терций и других. Существуют этюды для всех музыкальных инструментов. Скрипачи, например, играют этюды Крейцера, Роде. Изучением технических приемов своего искусства занимаются не только музыканты. Поэтому слово этюд» употребляют художники (у них даже есть выражение поехать на этюды значит выехать за город, чтобы на каком-то пейзаже отрабатывать те или иные приемы живописи). Вам, конечно, не раз встречался этот термин и в применении к шахматам. Шахматные этюды публикуются в журналах для всех, кто желает их изучать. Этюды крупных художников оказываются не только упражнениями для выработки какого-то приема, но и подлинными произведениями искусства. Многие живописные этюды выставлены в музеях и вызывают восхищение посетителей. Так же и в музыке. Вспомним великолепные...
Музыкальный словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины