Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - огиньский м. к.

Огиньский м. к.

огиньский м. к.
(Qginski) Михал Клеофас (25 IX 1765, Гузув, близ Варшавы 15 X 1833, Флоренция) польский композитор и политич. деятель. Учился игре на фп. у Ю. Козловского, придв. музыканта Огиньских (1770-е гг.), затем у И. М. Ярновича (скрипка), совершенствовался в Италии у Дж. Б. Виотти и П. M. P. Байо. Для формирования О.-музыканта имели важное значение поездки в имения его родственника, политич. деятеля и музыканта Мих. Каз. Огинь-ского, содержавшего постоянную капеллу, оркестр и театр. С 1789 О. был польским послом в Англии и Голландии. Принимал активное участие в восстании Т. Костюшко (1794), затем эмигрировал в Италию, нек-рое время жил в Константинополе.

После амнистии 1802 вёл активную политич. деятельность в качестве сенатора Российской империи, добиваясь восстановления независимости Польши. В 1823-33 жил во Флоренции. Композиторскую деятельность начал в 1790-е гг., создал многочисл. марши и боевые песни, получившие распространение среди повстанцев 1794 (сохранились рукоп. нек-рых маршей), и ок.

20 полонезов (1-й утерян), завоевавших широкую известность, в т.ч. "Прощание" ("Les adieux") и полонезы, получившие назв. "Прощание с родиной" ("Pozegnanie Ojczyzny", 1794), "Раздел Польши" ("Rozbior Polski") и др. О. приписывается созданная в эти годы боевая песня "Ещё Польша не погибла" ("Jeszcze Polska nie zginela"), ставшая впоследствии польским нац. гимном. Б. ч. творческого наследия О. составляют фп. пьесы полонезы, мазурки, марши, менуэт, вальсы для фп., а также многочисл. романсы (в т.ч. одни из первых на польские тексты), характеризующиеся наличием нац. польских элементов в ритмике и мелодике, изяществом и лиризмом. О. принадлежит опера "Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире" ("Zйlis et Valcour, ou Bonaparte au Caire", 1799; 1953, Краковское радио), созданная в период, когда мечты О.

о возрождении независимой Польши связывались с именем Наполеона. Фп. и вок. творчество О. одно из важных достижений польской музыки его времени и позволяет считать О., наряду с Ю. Эльснером, крупнейшим предшественником Ф. Шопена. Произв. О. исполнялись и издавались в Варшаве, Петербурге, Париже, Лейпциге, Милане и др. городах. Опубликовано (сохранилось ок.

60 произв., составляющих лишь часть его наследия) много анонимных изданий его соч. (часто с искажениями). Ведётся работа по публикации произв. О. на основе обнаруженных авторских оригиналов (нек-рые впервые опубликованы под ред. И. Ф. Бэлзы Избр. произв. для фп. (1954); Три мазурки и вальс для фп. (1963); Пьесы для фп. (1965)). О. автор трактата "Письма о музыке" ("Listy о muzyce", пер. с франц., 1956), мемуаров в 4 томах (изд. Париж Женева, 1826-27).

Литература: Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 1-2, М., 1954-57; его же, Забытые польские музыканты, М., 1963; его же, Михал Клеофас Огиньский, М., 1965; М., 1974; Pozniak W., Romans wokalny w twуrczosci M. К. Oginskiego, в сб.: Rozprawy i notatki muzykologiczne, z. 1, Kr., 1934; Jachimecki Zd., Muzyka Polska w rozwoju historycznym, t. l, cz. 2, Kr., 1951; Belza I., Michal K. Oginski i jego zwiazki z kultura rosyjska, "Muzyka", 1954, No 1-2.

И. И. Свирида. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины