Поиск в словарях
Искать во всех

Поэтический словарь - биметрия

Биметрия

биметрия
БИМЕТРИ´Я (от лат. bis — дважды и греч. μέτρον — мера) — двойная читка стиха, двойная интерпретация а) в результате явной двойственности его метрического строя или б) вследствие неясности и сложности его ритмической структуры. Примером Б. первого порядка служат следующие строки:

Вечерний свет погас.

Чуть дышет гладь воды.

Настал заветный час

Для искристой звезды.

(К. Бальмонт)Эти стихи можно прочитать следующим образом (для наглядности каждое двустишие, образующее собой завершенный тактометрический период, записывается в одну строку):

Ве | черний свет по | гас. / / Чуть | дышет гладь во | ды. / /

На | стал заветный | час / / для | искристой звез | ды. / /

Перед нами четырехкратный четырехдольник второй с двудольной паузой в каждом полупериоде. Но эти же стихи читаются как беспаузный шестидольник второй, который обычно входит в состав так называемого шестистопного ямба:

Ве | черний свет по | гас. Чуть | дышет гладь во | ды.

На | стал заветный | час для | искристой звез | ды.

Каждый из вариантов этих биметричных строк вполне закономерен.

Классическим примером возможности двойного прочтения служит «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Лермонтова. Это произведение может быть прочитано как дисметрические стихи (народный трехударник) и как метрические стихи (народный тактовик). Вот дисметрическое толкование стихотворной структуры «Песни»:

Ох ты го´й еси, царь Ива´н Васи´льевич!

Про тебя´ нашу пе´сню сложи´ли мы,

Про твово´ люби´мого опри´чника,

Да про сме´лого купца´, про Кала´шникова;

Мы сложи´ли её на стари´нный лад,

Мы пева´ли её под гусля´рный звон

И причи´тывали ( / ´) да приска´зывали.

А теперь те же стихи вставим в рамки тактовика и проскандируем четким речитативом, подобно стихам «Высота, высота поднебесная» (четырехкратный четырехдольник третий):

Ох ты | гой еси, / | царь Иван Ва | си-илье-е | вич! /

Про те | бя / нашу | пе-есню сло | жи-или / | мы, /

Про тво | во / лю-у | бимого оп | ри-ични-и | ка, /

Да про | смелого куп | ца, / про Ка | ла-ашнико | ва; /

Мы сло | жи-или е | ё / на ста | ри-инный / | лад, /

Мы пе | ва-али е | ё / под гус | ля-арный / | звон /

И при | чи-ытыва | ли / да прис | ка-азыва | ли. /

Биметричными также становятся стихи в результате смещения ритма, которое возникает в случае очень резкой и продолжительной ритмической инверсии; обычно это происходит со стихами шестидольного строя, когда под влиянием инверсированной передвижки ударных слогов в стихе получается трехдольный ритм ⌣⌣́⌣ | ⌣⌣́⌣ вместо шестидольного ⌣̋⌣⌣⌣ | ⌣́⌣ = ⌣⌣̋⌣⌣ | ⌣́⌣.

Смещение ритма в шестидольниках под влиянием ритмической инверсии — явление, нередко встречающееся в народной поэзии. Для примера можно указать на стихотворение «Ночка»; его сложная ритмическая структура выдержана в размере шестидольника, но в конце стихотворения ритм шестидольника как бы соскальзывает на трехдольный под влиянием сильнейшей ритмической инверсии, падающей на первую половину шестидольника. Вот начало и конец «Ночки» (слова, подпадающие под ритмическую инверсию, подчеркнуты):

| Ночка, моя | ночка, || ночка темна | я, / |

| Ночка темна | я, да || ночь осення | я. / |

| Ночь осення | я, да || не последня | я! / |

| ...На этой на | речке || купался бо | бер, / |

| Купался, ку | пался — || не выкупал | ся, / |

| Не выкупал | ся — да || весь вымазал | ся. / |

| На горку взо | шел — / || отряхивал | ся, / |

| Отряхивал | ся, / || охорашивал | ся, / |

| Хотят бобра | бить, / || хотят застрелить, / |

| Хотят шубу | шить, / || бобром обло | жить. / |

Аналогичное смещение ритма наблюдается в шестидольниках Т. Шевченко, в частности в начале поэмы «Гайдамаки» («Все йде, все минає — і краю немає»), которое, к сожалению, под влиянием силлаботонической теории читается и переводится на русский язык как амфибрахическое, в то время как Шевченко не писал амфибрахическим размером (см. шевченковский стих).Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия

Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская

1966

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины