Поиск в словарях
Искать во всех

Поэтический словарь - гекзаметр

Гекзаметр

гекзаметр
ГЕКЗА´МЕТР (греч. ἑζάμετρος — шестимерный) — античный стихотворный размер, шестистопный дактиль. По преданию, Г. изобретен в древних Дельфах и первоначально употреблялся в религиозных гимнах, а затем уже был применен, как высокая форма стиха, в поэтических произведениях героического характера (поэмы Гомера). В римской поэзии Г. первым применил Энний, автор эпического произведения «Анналы»; вслед за ним Г. писали Лукреций, Цицерон, Вергилий, Овидий. Античный Г. по справедливости считается совершенной формой стихового ритма: самая емкая по своему ритмическому объему четырехдольная (четырехморная) дактилическая стопа ⌣̅⌣̅⌣⌣, заменяемая четырехдольным же спондеем ⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅ (последний не употребляется только в первой и шестой стопах Г.), дает 32 комбинации.

Наиболее употребительные цезуры в Г.: цезура после третьей стопы, разделяющая стих на два равных полустишия

| ⌣̅⌣̅⌣⌣ | ⌣̅⌣̅⌣⌣ | ⌣̅⌣̅⌣⌣ || ⌣̅⌣̅⌣⌣ | ⌣̅⌣̅⌣⌣ | ⌣̅⌣̅⌣ / | ,

и двойная цезура, разделяющая стих на три части

| ⌣̅⌣̅⌣⌣ | ⌣̅⌣̅⌣⌣ || ⌣̅⌣̅⌣⌣ | ⌣̅⌣̅⌣⌣ || ⌣̅⌣̅⌣⌣ | ⌣̅⌣̅⌣ / | .

Словесное ударение в античном Г. (как и в других античных размерах) может падать на любую долю дактилической или спондеической стопы, вследствие чего ритм стиха здесь смешанный — константный и инверсированный. Чтение античных четырехдольных Г. должно проходить в форме четкого скандирования, с соблюдением двудольного протяжения долгих слогов в дактиле и спондее. Принятое в Западной Европе и в России скандирование античного Г. в трехдольной манере, без соблюдения долгих слогов, неправильно; оно меняет ритм античного стиха, акцентируя лишь первый слог трехдольника. Такое чтение Г. игнорирует ударные слоги греческих слов, когда эти слоги приходятся на слабые доли стопы. В результате получается однообразный константный ритм Г. и искажаются искусственными акцентами греческие слова.

Первая попытка применить четырехдольный античный Г. в русском стихе принадлежит Мелетию Смотрицкому, который в своей «Грамматике», изданной в 1619 г., произвольно установил для славяно-русского языка долгие и краткие слоги и дал образец античного «ироического» стиха, состоящего из дактилей и спондеев.

Смелая для своего времени попытка Смотрицкого не была поддержана. Трехдольная же имитация античного Г. в том виде, в каком он известен и сейчас, принадлежит В. Тредиаковскому, который назвал этот размер дактило-хореическим. В. Тредиаковский первый дал примеры (и порой блестящие) имитированного трехдольного Г., далекого, однако, от подлинного античного образца. Прекрасно звучание Г. у А. Радищева. Русский имитированный Г. имеет 18-дольный объем, каждая стопа его трехдольна (3×6=18), в то время как античный Г. 24-дольный и каждая его стопа четырехдольна (4×6=24). Русский Г. можно обратить и в 24-дольный, протягивая первый в стопе слог. Систематическое акцентирование только первого слога в трехдольной стопе создает однообразный константный ритм стиха, свободная же акцентуация в античной четырехдольной стопе делает ритм Г. богаче. Контрольный ряд русского имитированного Г. такой:

| ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ || ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣ / | .

Цезура в русском Г. может быть мужская, женская и дактилическая, что видно из следующего примера:

| Встала из | мрака мла | дая с перс | тами пур | пурными | Эос, / |

| Ложе по | кинул тог | да и воз | любленный | сын Одис | еев. / |

| Платье на | дев, изощ | ренный свой | меч на пле | чо он по | весил; / |

| После по | дошвы кра | сивые | к светлым но | гам подвя | завши, / |

| Вышел из | спальни...

(«Одиссея», пер. В. Жуковского)

Трехдольные имитации Г. писали многие русские поэты — А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Фет, Н. Щербина, А. Майков, Л. Мей, В. Брюсов, А. Блок, Вяч. Иванов, П. Радимов и др. Весьма любопытны опыты П. Радимова, который в своих Г. идиллически живописал быт старой русской деревни.

В русском Г. трехдольная стопа иногда заменяется двусложной группой, неправильно называемой хореем (отсюда старинное название Г. — дактило-хореический размер). В этом случае первый слог стопы растягивается вдвое по сравнению с рядовым слогом стопы, но трехдольность стопы сохраняется; в других случаях в стопе допускается однодольная пауза. Например:

| В том при дво | ре и в па | латах мя | теж / вос | стал преве | ликий. / |

| Слышится | всю-уду | крик: / ца | ря / не | стало! Скон | чался! / |

| Те устра | шились; дру | гие хва | тают о | ружие | спешно; / |

| Следствий бо | я-атся | все: а что | у-умер | царь не го | рюют. / |

(В. Тредиаковский)

| Чи-истый | лоснится | пол; / стек | лянные | чаши блис | тают. / |

(А. Пушкин)

Русские поэты имеют возможность создать четырехдольный гекзаметр, не уступающий античной ритмике. Для этого нужно обратиться к практике народного стиха четырехдольного строя (лирика, исторические песни, былины, частушки). В античном гекзаметре использовались лишь три модификации четырехдольника: ⌣̅⌣̅⌣⌣ (дактиль), ⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅ (спондей) и ⌣̅⌣̅⌣

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины