Поиск в словарях
Искать во всех

Поэтический словарь - пятидольник

Пятидольник

пятидольник
ПЯТИДО´ЛЬНИК — одна из четырех элементных групп, участвующих в формировании метрического стиха. Истоки П. — народная поэзия. Эта сложная двухакцентная мера (крата) представляет собой сочетание трехдольника с двудольником. Главный метрический акцент находится на первой доле трехдольника, побочный акцент — на первой доле двудольной части: ⌣̋⌣⌣ | ⌣́⌣. Как элементная ритмическая группа, П. теоретически имеет пять видовых форм, зависящих от положения в стихе анакрузы и соответствующей ей эпикрузы:

Пятидольник 1-й | ⌣̋⌣⌣ | ⌣́⌣ |

Пятидольник 2-й ⌣ | ⌣̋⌣⌣ | ⌣́

Пятидольник 3-й | ⌣́⌣ | ⌣̋⌣⌣ |

Пятидольник 4-й ⌣ | ⌣́⌣ | ⌣̋⌣

Пятидольник 5-й ⌣⌣ | ⌣́⌣ | ⌣̋

Все эти П. образуют собой класс пятидольников. В русской поэзии разработаны третий, четвертый и пятый пятидольники. Третий и пятый пятидольники совместимы и взаимозаменяемы; они распространены в русском народном стихе. Вот пример трехкратного П. третьего вида:

| Жаво | ро´ночек || на про | га´линке || распе | ва´ет. / |

| Он зо | ве´т весну, || радость | кра´сную || вызы | ва´ет. / |

(Н. Цыганов)

Будучи двухакцентной элементной группой, пятидольник (равно как и шестидольник) содержит в себе начала двухкратности; следовательно, сдвоенный пятидольник (и шестидольник) представляет собой сложную метрическую группировку, которая воспринимается слухом не как полупериод, а как цельный период четырехкратного отсчета. Примеры таких П. третьего вида:

| Впере | ди´ летит — || ясным | со´колом, |

| Поза | ди´ летит — || черным | во´роном, |

| Впере | ди´ летит — || не у | ка´тится, |

| Поза | ди´ летит — || не оста´нется. |

(Н. Некрасов)

Популярен в русской поэзии П. с рифмами:

| Как при | вя´жется, || как при | ле´пится |

| К уму| ра´зуму || думка | пра´здная, |

| Мысль до | ку´шная || в мозг твой | вце´пится |

| И клю | ёт его, || неот | вя´зная. |

(В. Бенедиктов)

То же с однодольной паузой в конце каждого периода:

╔ | Мимо | дво´рика, |

╚ | Мимо | ха´ты, | ╔ | За о | бо´зами |

╚ | Шли сол | да´ты, / | ╔ | Они | шли´-прошли |

╚ | Слобо | до´ю, / | ╔ | Звали | де´вушку |

╚ | За со | бо´ю. / |

(М. Исаковский)То же с двудольной паузой:

| Не слыш | ны´ в саду || даже | шо´рохи, |

| Все здесь | за´мерло || до ут | ра´ / / |

| Если б | зна´ли вы, || как мне | до´роги |

| Подмос | ко´вные || вече | ра´ / / |

(М. Матусовский)

П. с ритмической инверсией:

╔ | Красным | по´лымем |

╚ | Заря | вспы´хнула; | ╔ | По ли | цу´ земли |

╚ | Туман | сте´лется; | ╔ | Разго | ре´лся день |

╚ | Огнем | со´лнечным, | ╔ | Подо | бра´л туман |

╚ | Выше | те´мя гор. |

(А. Кольцов)П. со включением полудольных слогов:

╔ | Лет до | ста´ расти |

╚ | Нам без | ста´рости. | ╔ | Год от | го´да расти |

╚ | Нашей | бо´дрости. | ╔ | Славьте, | мо´лот и стих, |

╚ | Землю | мо´лодости. |

(В. Маяковский)Четвертый вид П. встречается в нашей поэзии довольно часто. Из русских поэтов первым написал такие стихи В. Тредиаковский:

Нач | ну на | фле´йте сти || хи пе | ча´льны;

Зря | на Рос | си´ю чрез || страны | да´льны.

У других поэтов:

╔ Где | наша | ро´за,

╚ друзь | я мо | и´? / ╔ У | вяла | ро´за,

╚ Ди | тя за | ри´ /

(А. Пушкин)Ды | мится | по´ле, рас || свет бе | ле´ет,

В сте | пи ту | ма´нной кри || чат ор | лы´ /

И | дико | зво´нок их || плач го | ло´дный

Сре | ди хо | ло´дной плы || вущей | мглы´ /

(И. Бунин)

Четвертым же П. написана «Песня о Соколе» М. Горького: « | Высоко в горы | вполз Уж и лег там | в сыром ущелье, | свернувшись в узел | и глядя в море...» | .

Следует отметить, что стихи такого стиля биметричны, их можно прочитать и как шестидольник:

Ды || мится | поле, / рас || свет бе | леет, /

В сте || пи ту | манной / кри || чат ор | лы, / /

И || дико | звонок / их || плач го | лодный /

Сре || ди хо | лодной / плы || вущей | мглы´ / /

Как правило, поэты соблюдают точность словоразделов, совпадающих с ритмическим членением П. Но есть случаи, когда они не следуют этому правилу. Вот пример рассечения слова в стихе стопоразделом, в результате чего осложняется естественная инерция ритма (4, 5, 6-й стихи):

| Кабы | зна´ла я, || кабы | ве´дала, |

| Не смот | ре´ла бы || из о | ко´шечка |

| Я на | мо´лодца || разу | да´лого, |

| Как он | е´хал по || нашей | у´лице, |

| Набе | кре´нь зало || мивши | му´рмолку, |

| Как ли | хо´ва ко || ня бу | ла´нова, |

| Звонко | но´гого, || долго | гри´вого, |

| Супро | ти´в окон || на ды | бы´ вздымал.

(А. К. Толстой)

Интересен редчайший опыт П. второго, но в нем допущена ошибка: не соблюдена двухакцентность пятидольной меры; акцентируется лишь первая доля трехдольной части, остается совершенно безударной двудольная часть, вследствие чего П. теряет свою устойчивость. Этим и объясняются слоговые просчеты в некоторых стихах, где допущено превышение пятидольной меры (шесть слогов):

Без | во´дные золо | ти´стые пере | сы´пчатые бар | ха´ны / /

Стре | мя´тся в полусож | же´нную неиз | ве´данную стра | ну´, / / /

Где | пра´вят в уеди | не´нии злато | ли´цые богды | ха´ны, / /

Вды | ха´я тяжело | ды´мную злато | о´пийную вол | ну´ / / /

Где | в на´бережных фар | фо´ровых импе | ра´торские ка | на´лы / /

По | бле´скивают, пере | пле´скивают ко | ри´чневой чешу | е´й, / / /

Где | в бе´лых обсерва | то´риях и библи | о´теках опа | ха´лы / /

Над | ру´кописями | ве´тхими, точно | ве´тер берего | во´й. / / /

(Г. Шенгели)

Традиционная теория стиха игнорирует П. как самостоятельную меру метрического стиха. Между тем П. освящен традицией народной поэзии и довольно часто применяется русскими поэтами, что видно отчасти из вышеприведенных примеров. По своему долевому объему русские П. соответствуют античным пятиморным пэонам.Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия

Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская

1966

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины