Поиск в словарях
Искать во всех

Шекспировская энциклопедия - "гамлет"

"гамлет"

"гамлет"
"Гамлет"

(Hamlet)

Трагедия Шекспира была занесена в Регистр Гильдии книгопечатников и издателей 26 июля 1602 г., а впервые опубликована в 1603 г. Читателю сообщалось о том, что пьеса была "множество раз сыграна слугами Его Высочества в Лондоне, а также в университетах Кембриджа и Оксфорда и других местах". Это издание представляло собой "плохое" кварто, возможно составленное по воспоминаниям нескольких актеров. Редакция текста, вызывающая доверие, "восстановленная почти полностью по подлинному и прекрасному источнику", была издана в 1604 г. Вероятно, основой для этого издания послужила рукопись самого Шекспира. Редакция пьесы в Первом фолио несколько короче и, по-видимому, восходит к "суфлерскому экземпляру. С начала XVIII в. и вплоть до 1980-х гг. редакторы обычно объединяли варианты текста из кварто 1604 г. и Фолио. Редакция трагедии в Оксфордском издании Шекспира основана на тексте Фолио, а строки, существующие только в кварто 1604 г., печатаются с пометкой "дополнения".

Предполагаемое время написания "Гамлета" 1600-1601 гг. Источником создания трагедии послужила утраченная пьеса "Пра-Гамлет". Почти наверняка первым Гамлетом на сцене был Ричард Бербедж. Множество дошедших до нас упоминаний свидетельствует об успехе пьесы у современников, У. Давенант возобновил ее в 1661 г. с большими сокращениями, но сохранив основные сюжетные линии. Томас Беттертон, впервые сыграв Гамлета в возрасте 26 лет, почти полвека не расставался с этой ролью. Дэвид Таррик играл Гамлета с 1742 по 1776 г., т. е. до конца своей сценической карьеры. В 1772 г. он играл эту роль в собственной редакции, радикально отличавшейся от оригинала, призванной спасти "эту возвышенную пьесу от всей чепухи пятого акта". Версия Гаррика не публиковалась, а рукопись была утрачена еще до 1934 г.

Дж.Ф. Кембл стал наиболее известным Гамлетом романтического периода. Вслед за ним эту роль исполняли Эдмунд Кин и У.Ч. Макриди. В XIX в. пьеса шла со значительными купюрами, и занавес обычно опускался на последних словах Гамлета. Француз Шарль Фештер (Charles Fechter) представил лондонской публике натуралистическую интерпретацию трагедии в 1861 г. Постановка Генри Ирвинга выдержала рекордное количество представлений (200) в "Лицеуме" в сезоне 1874/75 г. Дж. Форбс-Робертсон вернул в пьесу Фортинбраса в 1897 г., а Ф.Р. Бенсон полностью восстановил текст оригинала в "Лицеуме" в 1900 г. Барри "Джексон представил пьесу в осовремененной версии в 1925 г. Джон Тилгуд, возможно величайший Гамлет XX в., впервые сыграл Принца Датского в театре "Олд-Вик" в 1930 г. Лоуренс "Оливье исполнил эту роль в постановке Тайрона Гатри в 1937 г.; его же киноверсия со значительно сокращенным текстом вышла десятью годами позже. Из современных исполнителей Гамлета следует отметить Кеннета Брану, трижды являвшегося в этом образе: два раза на сцене, в том числе в версии (без сокращений) Королевского Шекспировского театра (1992), и один раз в собственном фильме (1996, продолжительность полной версии 4 часа). В одноименном фильме Франко Дзефирелли (1990) главную роль сыграл Мел Гибсон (Mel Gibson).

Самыми знаменитыми американскими Гамлетами были Эдвин Бут, игравший эту роль с 1853 по 1891 г., и Джон Бэрримор (1922).

Здесь перечислены лишь несколько выдающихся исполнителей роли Гамлета. Этот образ привлекал не только актеров, но и многих актрис. Пьеса, в которой так ярко запечатлена борьба молодого героя за то, чтобы прийти к согласию со своей судьбой, стала самой знаменитой трагедией в мире: "Гамлет" вдохновил многих выдающихся людей и одновременно стал поводом для огромного числа высказываний и критических замечаний. Среди произведений, навеянных "Гамлетом", оперы Амбруаза Тома (1868) и Хамфри Серла (1968), музыка Чайковского, Берлиоза и Листа, балет Роберта Хелпманна (Robert Helpmann), множество живописных полотен. К фильму Григория Козинцева (1964) музыка была написана Дмитрием Шостаковичем.

Генри Филдинг (1707-1754). Мистер Партридж об исполнении Гарриком роли Гамлета ("Том Джонс, найденыш", 1749).

Джонс спросил [мистера Партриджа], кто из актеров понравился ему более всего. Тот ответил с легким негодованием по поводу вопроса: "Ну конечно, король". "Да уж, мистер Партридж, заметила миссис Миллер, ваше суждение противоречит мнению общества. Ведь все решили, что Гамлета играет лучший актер из всех, что когда-либо являлись на сцену". "Он лучший актер! воскликнул Партридж с презрительным смешком. Да я бы сам сыграл не хуже. Уверен, явись ко мне призрак, я глядел бы точно так же, как и он, и делал бы то же самое, что и он. И уж точно, в этой сцене, как вы ее там называете, между ним и матерью, где, как вы мне сказали, он играл так замечательно, в общем, помоги мне Боже, любой человек, то есть любой хороший человек, у которого была бы такая мать, поступил бы точно так же. Я знаю, что вы только шутите со мной, но, в самом деле, мэдем, хоть я и не бывал еще в лондонском театре, я все-таки видел актерскую игру в деревне. Так вот король по мне: он произносит свой текст отчетливо и вполовину тише того, другого. Всякий увидит, что перед ним актер".

Шекспировская энциклопедия. — М.: Радуга.

Под редакцией Стэнли Уэллса при участии Джеймса Шоу. Перевод А. Шульгат.

2002.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ГАМЛЕТ центральный образ трагедии, к-рая в 1601-1602 ставилась в Англии, вышла в 1603 первым изданием под заглавием «Трагическая история Гамлета, принца датского. Сочинение Вильяма Шекспира. В том виде, как она была несколько раз представлена актерами его величества в Лондоне, а также в университетах Кембриджском и в других местах», и окончательно была оформлена во втором издании, вышедшем в 1604 и озаглавленном: «Трагическая история Гамлета, принца датского. Сочинение Вильяма Шекспира. Вновь напечатанная и увеличенная почти вдвое против прежнего по подлинной и полной рукописи».Основной сюжетный мотив «Г.» месть отчиму за то, что он убил отца, женился на матери и преступлением овладел престолом, неоднократно разрабатывался в литературе за несколько веков до «Вильяма Шекспира» (о доподлинном авторстве «Г.» см. Шекспир). Началом этого мотива служит, если не считать греческого мифа об Оресте (см. Эсхил и Софокл), скандинавская сага об Амлете, сохранившаяся в хронике Саксона Грамматика, датского летописца XII в. Эта сага была обработана Бельфорэ по-французски в его «Histoires tragiques» (1564); работа Бельфорэ была переведена с рядом изменений...
Литературная энциклопедия
2.
  ГАМЛЕТ, герой одноименной трагедии У. Шекспира; один из вечных образов, ставший символом рефлектирующего героя, не решающегося на ответственное действие из-за сомнений в правоте и моральной безупречности своего поступка (одна из распространенных позднейших трактовок бесстрашие мысли при бессилии, "параличе воли"). Реминисценциями образа Гамлета проникнута вся европейская литература> и литературно критическая мысль; отдельные сочинения о Гамлете у И.В. Гете, И.С. Тургенева, В.Г. Белинского, Л.С. Выготского; в поэзии М.И. Цветаевой Гамлет символ> благородной, но безжизненной чистоты, в одноименном стихотворении Б.Л. Пастернака Гамлет цельный человек>, сделавший свой выбор: уход от чуждой его духу современности. ...
Современная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):