Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - арним

Арним

арним
АРНИМ Ахим, фон (Ioachim (сокращ. Achim) von Arnim, 1781-1831) немецкий поэт, друг Кл. Брентано , Герреса и братьев Гримм, с которыми он образует второе поколение немецких романтиков, проникнутое националистически-реакционными тенденциями. Расцвет этой романтики относится ко времени совместного пребывания друзей в Гейдельберге (1804-1808). Здесь А. и Брентано издают в 1805, под заглавием «Des Knaben Wunderhorn», немецкие народные песни, собранные ими во время путешествия по Рейну в 1802.

Ставя себе единой целью реабилитацию презираемой до тех пор народной песни, издатели свободно обращаются с собранными ими материалами, среди к-рых наряду с собственно народной песней оказались песни Герхардта, С. Даха, Опица и др. поэтов XVI-XVII вв., ставшие народными. Эта художественная обработка достигла своей цели: «Des Knaben Wunderhorn» определяет все дальнейшее развитие немецкой лирики до конца XIX в.

; певучие вольные ритмы немецкой народной песни преобладают над размерами классической метрики не только в немецкой поэзии, но через творчество гениального ученика романтики Гейне оказывают влияние и на метрику нового русского стиха (Блок).

Другим памятником национально-исторического направления гейдельбергского кружка является «Zeitung für Einsiedler», издававшаяся А. в 1808. С распадением гейдельбергского кружка А. в 1808 возвращается в Берлин; в 1811 он женится на сестре Брентано (см. Беттина), вторую половину жизни проводит частью в Берлине, частью в своем поместьи Виперсдорф.

Представитель старого дворянства, носитель консервативных и националистических идей, убежденный протестант А. являет своей жизнью и личностью резкий контраст с общими тенденциями романтизма. Отречение от романтических грез юности характеризует идеологию помещика, желающего сохранить «патриархальные» отношения с «1 200 душ, населяющими мои семь деревень».

Литературная деятельность А. многообразна; ему принадлежат романы: «Hollins Liebeleben» (1802), «Ariels Offenbarungen» (1804), «Armut, Reichtun, Schuld und Busse der Gräfin Dolores» (1810); мистерия «Halle und Jerusalem» (1811); ряд исторических драм («Der Auerhahn», «Die Befreiung von Wesel», «Die Appelmänner», «Der Stralauer Fischzug», «Die Gleichen» и др.) и переделок старинных немецких и английских фарсов; бытовые, исторические и сатирические новеллы: «Der tolle Invalide» (1818), «Owen Tudor» (1821), «Frau von Saverne», «Fürst Ganzgott und Sänger Halbgott» и др.

Высшим проявлением его художественного творчества являются: исторический роман «Die Kronwächter» (1817), фантастическая новелла «Isabella von Aegypten» (1811) и «Die Majoratsherren» (1820). В развитии идей романтики для А. характерен разрыв с мистической эротикой старшего поколения «Gräfin Dolores» как протест против «Люцинды» Шлегеля и с магическим идеализмом Новалиса (осмеянным в образе путешественника во II ч.

«Halle und Jerusalem»). В области формы этому соответствует отрицательное отношение к приему синкретизма ощущений (напр. к передаче слуховых ощущений зрительными образами и обратно), типичному для старших романтиков. Напротив, А. в своей лирике тяготеет к постоянному эпитету народной песни; в эпических же произведениях, наряду с развертываемым им богатством красочных образов, он охотно прибегает к игре света и теней, столь характерной для позднего романтизма.

Певучая музыкальность яз. старших романтиков сменяется у А. жестким, подчеркнуто прозаическим периодом; только в ранних произведениях он применяет ритмическую прозу (ямбы в «Halle und Jerusalem»). Эта твердая прозаичность сказа дает особую убедительность тем образам, к-рые создает фантазия А. В противовес романтической идеализации родного прошлого А.

выводит и комические, жизненно правдивые фигуры степенных бюргеров, городских приказных: превосходен в «Kronwächter» образ гениального забулдыги-ваганта Фауста. Наряду с экзотикой цыганских поверий («Isabella von Aegypten») А. открывает немецкой романтике неизжитую еще до настоящего времени (ср. «Гойлем» Мейринка) экзотику еврейского гетто; он первый вводит в литературу мотив гойлема, каббалистические легенды об Ангеле смерти и др. («Die Majoratsherren»). Необычайно богатая фантастика А., где встречаются мотивы средневековых народных еврейских поверий, сочетается с изображением действительности («Halle und Jerusalem»), напр. Вечный жид проходит по улицам современного А. городка с его сутолокой, спорами студентов о защите диссертации и пр.); А. не видит в фантастике другого плана действительности, как это делает Гофман , но мотивирует ее как символику истинного смысла жизни («Die Majoratsherren»).

Творчество этого своеобразного романтика еще ждет углубленной оценки.

Библиография:

I. Полное собр. сочин. в 19 тт. вышло Berlin, 1839-1846; В 22 тт., Berlin, 1853-1856. Отдельные произведения издавались Minor’ом, Geiger’ом и Pfaff’ом. Избранные сочин. издавались много раз.

II. Помимо общих трудов по романтике: Steig R. und Grimm H.

, A. und die ihm nahe standen, 3 Bde, Stuttgart, 1894-1914; Lohre H., Von Percy zum Wunderhorn, Berlin, 1902; Sohulöe F., Die Gräfin Dolores, Lpz., 1904; Hartmann M., A. als Dramatiker, Breslau, 1911; Becker H., A. in den wissenschaftlichen und politischen Strömungen seiner Zeit, Berlin, 1912; Schünemann F., A.’s geistige Entwicklung in «Halle und Jerusalem», Lpz., 1912. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины