Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - ассоциация

Ассоциация

ассоциация
АССОЦИАЦИЯ. В психологии термин «А.» означает различные виды соединения простых представлений в более сложные сочетания психических элементов. В руководствах по психологии глава об А. обычно содержит описание общего механизма таких соединений в отличие отдела об апперцепции , изучающего специфическое преобразующее воздействие, к-рому новые элементы, вступающие в поле сознания, подвергаются со стороны уже сложившихся ранее психических образований.

Понятие А. приобрело первостепенное значение в психологии английских эмпириков, как материалистического (Гертли, Пристли) так и идеалистического (Давид Юм) толков. У Гертли (1704-1757) и у Юма (1711-1776) термин «А. идей» равносилен термину «А. представлений». В учении об А. представители английской ассоциационной школы исходили из допущения, будто представления могут возобновляться в сознании с теми же признаками, что и в первый раз.

В связи с этим учение об А. должно было объяснить механизм воспроизведения представлений, напр. в памяти или в воображении. Из многообразных видов сочетания психических элементов ассоциационная школа изучала преимущественно различные формы воспроизведения, в к-рых ассоциированные представления следуют друг за другом во времени.

Опираясь на данную Аристотелем логическую схему для актов припоминания, психологи пытались наметить классификацию различных видов А. Обычно различают, с одной стороны, А. по сходству и контрасту, с другой А. по одновременности и последовательности. Два последних вида часто объединяют в понятии А. по смежности. В дальнейшем развитии описательной психологии был сделан ряд попыток свести все виды А.

к одному основному типу, обычно к А. по смежности. С успехами экспериментальной психологии пало значение ассоциационной теории: было доказано, что вся теория А. вращается в ложном кругу, ибо представления, к-рые рассматривались этой теорией как неделимые элементы, сами оказались продуктом А. сложных психических образований. Кроме того было доказано, что процессы воспроизведения, а они составляли главный объект ассоциационной теории, никогда не могут быть тождественным повторением прежних впечатлений.

Теория А. проникла и в эстетику. Фехнер (1801-1887) ввел понятие А. в изучение эстетического восприятия. Анализируя условия эстетического удовольствия, Фехнер устанавливает шесть эстетических принципов или законов, в числе к-рых видное место занимает принцип А., или материальный принцип, определяющий содержание эстетического удовольствия.

Наряду с «принципом А.» Фехнер ввел в теорию восприятия различие прямых и ассоциативных факторов эстетического впечатления. По Фехнеру, эстетическое впечатление складывается, во-первых, из впечатлений, обусловленных свойствами самого воспринимаемого предмета, и, во-вторых, из представлений, которые не имеют прямого отношения к воспринимаемому объекту и присоединяются к нему на основе всего предыдущего опыта личности.

Громадная роль ассоциативного фактора состоит, по Фехнеру, в том, что благодаря ему предмет не просто воспринимается или усваивается нами, но присоединяется ко всему содержанию нашей жизни, вступает в связь с этим содержанием и наделяется тем значением и тем смыслом, к-рых, сам по себе, без ассоциативной связи с нашим опытом, иметь не может.

Учение Фехнера об ассоциативных факторах эстетического впечатления разделяет общие недостатки всех ассоциационных теорий психологии. Во-первых, оно не в силах установить специфические признаки, к-рыми эстетический ассоциативный фактор отличается от прочих видов А. Осмысливание воспринимаемых объектов, наделение их жизнью и выражением при помощи ассоциативных связей с прошлым опытом личности имеет место не только в актах эстетического восприятия, но характерно для всех без исключения процессов восприятия: эстетических и вне-эстетических.

Поэтому один анализ А., сопровождающих восприятие эстетического объекта, не может привести к пониманию конститутивных признаков эстетического впечатления. Во-вторых, даже отказавшись от надежды выяснить при помощи понятия об ассоциативном факторе спецификум эстетического восприятия и ограничив задачу изучением роли ассоциативных связей в общих психологических условиях восприятия, приходится признать, что ассоциационное учение, как всякая вообще механистическая теория, бессильно объяснить реальную диалектику конкретной психической действительности.

Сочетание представлений не может быть принципом объяснения душевной жизни. В основе ассоциационной теории лежит неверное положение, будто сложные психические комплексы могут быть сведены без остатка и непосредственно к неделимым простейшим единицам (представлениям), из к-рых они возникли. Физиологическую сторону процессов соединения представлений изучает объективная психология в экспериментальном учении об условных рефлексах.

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  АССОЦИАЦИЯ союз, объединение. ...
Большой энциклопедический словарь
2.
  (от лат. associatio соединение) образ, возникающий в результате неожиданного сочетания далеких понятий; психологическое сближение отдельных образов, идей, представлений (связь между ними).Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова 2005 ...
Словарь литературоведческих терминов
3.
  АССОЦИАЦИЯ (на средневековой латыни associatio соединение), союз, объединение. ...
Современная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины