Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - ауэрбах

Ауэрбах

ауэрбах

АУЭРБАХ Бертольд (Berthold Auerbach, 1812-1882) немецкий романист. Р. в бедной еврейской семье, в студенческие годы примыкал к студенческому движению «буршеншафтен» и несколько месяцев отбывал наказание в крепости. В 40-х и 50-х гг. был либералом, сотрудничал в известной «Рейнской газете», дружил с основателем философского и «истинного» социализма М.

Гессом. С 1850 жил в Дрездене, а с 1859 преимущественно в Берлине.Первые произведения А. посвящены жизни и истории еврейства, одной из злободневных проблем предмартовской Германии. Он предпринял серию романов на еврейские темы, под общим заглавием «Гетто», из к-рых первый носит имя его любимого философа, оказавшего влияние на творчество А. Спинозы (2 тома, 1837), а второй «Поэт и купец» (Dichter und Kaufmann, 2 тома, 1839). А. также перевел сочинения Спинозы на немецкий яз. (5 томов, 1841; 2 тома, 1871). Скоро однако он принялся изучать родную ему деревенскую жизнь Шварцвальда и написал свои знаменитые «Шварцвальдские деревенские рассказы» (Schwarzwälder Dorfgeschichten, 4 тома, 1843) переведенные почти на все европейские яз. и доставившие ему в мировой литературе славу отца художественной беллетристики на народно-бытовые темы. Этими рассказами А. продолжал в немецкой литературе линию, начатую поэтессой А. фон Дросте-Гюльсгоф и писателем Иммерманом ; но если первая противопоставила растущему промышленному городу как идеал рейнскую дворянскую усадьбу, а второй поместье крепкого крестьянина кулака, то А.

противопоставляет городу в соответствии с его идеологией мелкобуржуазной народнической интеллигенции экономически менее сильного крестьянина, крестьянскую массу в целом. Ярче всего этот контраст между городом и деревней выражен в повестях «Жена профессора» (Frau Professorin) и «Ivo, der Hajrle». Особым успехом, еще боМЃльшим, чем «Шварцвальдские рассказы», пользовались его повести: «Barfüsse» (1856), «Joseph im Schnee» (1861) и «Edelweiss» (1861).

Популярны кроме того были крестьянские календари, к-рые А. почти до конца своей жизни издавал: «Der Gevattersmann» (1845-1848), «Volkskalender» (1858-1869) и др.В рассказах А. с удивительной простотой и юмором рисует быт деревни и дает тонкий психологический анализ ее жителей. Эта сторона творчества А. делает его наравне с Г. Бюхнером , Граббе , Иммерманом и др. родоначальником раннего реализма в немецкой литературе. Рост капитализма в Германии, развертывание мировой торговли и экспансия Европы на Восток все это должно было отразиться в литературе: был введен экзотический жанр, участилось реалистическое описание промышленных городов и деревни. Но в творчестве А. это завоевание деревни, диктуемое реалистическими идеями эпохи, пропущено через призму идеологии народника-интеллигента. Крестьянские герои А. слишком идеализированы, насыщены младогерманскими проблемами и настолько сентиментально очерчены, что большинство рассказов А. в настоящее время с трудом читается. Идеализация деревни и противопоставление крестьян как носителей правды, утраченной в других слоях населения, промышленному, «испорченному» городу, способствовали большому успеху А. И не только в кругах интеллигенции, в XIX в. близкой к тому крылу прусской консервативно-помещичьей (бисмарковской) партии, к-рая носит название «феодальный социализм», но и особенно в промышленно отсталых странах (Россия и Скандинавия).

Несомненным и установленным напр. можно считать влияние А. на «Записки охотника» и др. рассказы Тургенева , а также и на некоторые произведения Толстого .Начиная с 60-х гг. А. перешел к роману. В романе «На высоте» (Auf der Höhe, 1865) он мастерски изображает высшие круги общества со всеми их недостатками, противопоставляя им здоровое крестьянство.

В романе «Дача на Рейне» (Das Landhaus am Rhein, 1868) он затрагивает злободневные вопросы дня; но наряду с известной романтизацией природы и выпадами против материализма здесь впервые намечается примирение бывшего либерала А. с бисмарковской империей, к-рая является темой третьего известного большого романа «Вальдфрид» (1874).

Библиография:

I.

Собр. сочин., Schriften, 20 тт., 1851-1859; Ausgewählte Werke, hrsg. von A. Bettelheim, 51 тт., 1907-1913; Werke, 12 тт., 1911 и мн. др.

II. Русск. собр. сочин., 6 т., М., 1912; Lasker Ed., B. A., Gedenkrede, 1882; Auerbachs Briefe an seinen Freund Jakob A., 1884, 2 т.; Bettelheim Ant., B. A., 1907; Koeppen, A. als Erzieher, 1912. .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  АУЭРБАХ (Auerbach) Эрих (1892-1957) нем. филолог и культуролог, специалист по роман, языкам и литрам, исследователь Данте и Джамбаттистьг Вико. История его жизни — перечень крупнейших ун-тов Европы и Америки: в Берлин, ун-те он изучал в 20-е гг. право и роман, филологию, в Марбург., а затем Йельском и Принст. ун-тах преподавал филол. дисциплины.А. определяет свою задачу филолога значительно шире, чем это принято в совр. науке. В первом исследовании — дис. “Техника новеллы раннего Возрождения в Италии и во Франции” (1921) — его интересует не только “техника” (или “стиль”) лит. произведения. Он рассматривает новеллу прежде всего как часть культуры: “Ее субъектом всегда является об-во, как ее объектом — земной мир вообще, мир, к-рый мы называем культурой”. Культура включает в себя всю историю, все “произведения” человека. Тогда новелла, с т.зр. А., должна не только отражать индивидуальность, “дух” создателя-автора, но становится “частью истории”, творением “духа народа”, или даже “самой историей” — появляется как точка пересечения “эпохи и национальности”, “времени и места”. Филолог, т.о., приобретает статус историка, изучающего...
Энциклопедия культурологии

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины