Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - булгаков

Булгаков

булгаков
БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич (1891-) беллетрист и драматург. Родился в Киеве. В 1916 окончил медицинский факультет Киевского университета. Начал писать в 1919. Печатал в провинциальной прессе статьи, фельетоны, поставил на провинциальной сцене три пьесы, никогда не опубликованные, и рукописи к-рых впоследствии были им уничтожены. С 1921 живет в Москве, где первое время работал репортером и фельетонистом в ряде газет, сотрудничал в берлинской сменовеховской газете «Накануне». С 1923 отдается целиком литературе. Б. стал популярен своей драмой «Дни Турбиных», комедией «Зойкина квартира» и сборником юмористических рассказов «Диаволиада». Ранее он опубликовал свой единственный роман «Белая гвардия». Роман рисует жизнь белогвардейцев семьи Турбиных, в Киеве за период лето 1918 зима 1919 (немецкая оккупация, гетманщина, петлюровская директория) до занятия Киева Красной армией в начале 1919. Опыт этого года убедил автора в том, что гибель его класса неизбежна и вполне заслуженна. Булгаков эту свою идейную установку дает в эпиграфе к роману: «и судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими». Погибающие классы ненавидят свой восставший народ, трусливо прячутся за спину немецкого империалистического насильника и злорадствуют при виде жестокой расправы немецких юнкеров над украинской деревней. Героически, с великой жертвенностью борются против своих и чужеземных насильников лишь украинский крестьянин, русский рабочий народ, к-рый «белые» ненавидят и презирают. «Когда немцы были побеждены», рассказывает Б., бежавшие из Москвы в Киев помещики и фабриканты «поняли, что судьба их связана с побежденными. „Немцы побеждены“, сказали гады. „Мы побеждены“, сказали умные гады». Признание советской власти неизбежно. Б. вошел в литературу с сознанием гибели своего класса и необходимости приспособления к новой жизни. Б. приходит к выводу: «Все, что ни происходит, происходит всегда так, как нужно и только к лучшему». Этот фатализм оправдание для тех, кто сменил вехи. Их отказ от прошлого не трусость и предательство. Он диктуется неумолимыми уроками истории. Примирение с революцией было предательством по отношению к прошлому гибнущего класса. Примирение с большевизмом интеллигенции, к-рая в прошлом была не только происхождением, но и идейно связана с побежденными классами, заявления этой интеллигенции не только об ее лойяльности, но и об ее готовности строить вместе с большевиками могло быть истолковано как подхалимство. Романом «Белая гвардия» Б. отверг это обвинение белоэмигрантов и заявил: смена вех не капитуляция перед физическим победителем, а признание моральной справедливости победителей. Роман «Белая гвардия» для Б. не только примирение с действительностью, но и самооправдание. Примирение вынужденное. Б. пришел к нему через жестокое поражение своего класса.Поэтому нет радости от сознания, что гады побеждены, нет веры в творчество победившего народа. Это определило его художественное восприятие победителя. Новая действительность «Диаволиада», как озаглавлена его книга рассказов. Советская государственная машина эпохи военного коммунизма «Диаволиада», новый быт «грязь и гадость такая, о к-рых Гоголь даже понятия не имел» («Похождения Чичикова»), народ «ведьмы», к-рые разрушают созданные буржуазией ценности («Дом Эльпит Раб. коммуна»), новый боец китаец, к-рый примечателен тем, что он научился по-русски ругаться («Китайская история»), все творчество революции «роковые яйца», из к-рых выходят огромных размеров гады, грозящие погубить всю страну. Б. принял победу народа не с радостью, а с великой болью покорности. Б. жаждет компенсировать свой класс за его социальное поражение моральной победой, «диаволизируя» революционную новь. Стремлением к такой моральной компенсации определяется последний период творчества Б. Сейчас не надо больше оправдываться за свое сменовеховство, за приспособление к новой жизни: это пройденный этап. Сейчас уже прошел также момент раздумья и раскаяния за грехи класса. Б., наоборот, пользуясь затруднениями революции, пытается углубить идеологическое наступление на победителя. Он еще раз переоценивает кризис и гибель своего класса и пытается его реабилитировать. Б. перерабатывает свой роман «Белая гвардия» в драму «Дни Турбиных». Две фигуры романа полковник Малышев и врач Турбин соединены в образе полковника Алексея Турбина.В романе полковник предает коллектив и сам спасается, а врач погибает не как герой, а как жертва. В драме врач и полковник слиты в Алексее Турбине, гибель к-рого апофеоз белого героизма. В романе крестьяне и рабочие учат немцев уважать их страну. Месть крестьян и рабочих немецким и гетманским поработителям Булгаков оценивает как справедливый приговор судьбы «гадам». В драме народ одна лишь дикая петлюровская банда. В романе культура белых ресторанная жизнь «закокаиненных проституток», море грязи, в котором тонут цветы Турбиных. В драме красота цветов Турбиных сущность прошлого и символ погибающей жизни.Задача автора моральная реабилитация прошлого в драме подчеркивается одновременно написанной им советской комедией «Зойкина квартира». Драма последние «Дни Турбиных», трагически погибающих под звуки «вечного Фауста». Комедия притон, где ответственные советские люди проводят свои пьяные ночи.Б. не сумел ни оценить гибели старого, ни понять строительства нового. Его частые идейные переоценки не стали поэтому источником большого художественного творчества. Роман «Белая гвардия» в значительной своей части беллетристическая публицистика талантливого журналиста. Собственно художественные страницы романа написаны в манере старых дворянских романов, что выдает эпигонство Б. Изображение советской действительности дано приемами юмористического рассказа, и это не скорбный юмор скорби «униженных и оскорбленных», а юмор довольно дешевого газетчика.Последняя драма Б. «Бег», живописующая эмиграцию, продолжает тенденции «Дней Турбиных». Весь творческий путь Б. путь классово-враждебного советской действительности человека. Б. типичный выразитель тенденций «внутренней эмиграции».

Библиография:

I. Белая гвардия, журн. «Россия», 1925. кн. 4 и 5; Диаволиада, Рассказы, изд. «Недра», М., 1925;

II. Переверзев В., Новинки беллетристики, «Печать и революция», кн. 5, М., 1924; Лиров М., «Печать и революция», кн. 5-6, М., 1925; Осинский Н., Литературные заметки, «Правда», № 170, М., 1925.

III. Писатели современной эпохи, т. I, М., 1928; Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, М., 1928.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич (1891-1940), русский писатель. Цикл "Записки юного врача" (1925-1926) отразил опыт Булгакова -провинциального начинающего врача. В романе "Белая гвардия" (1925-27), пьесах "Дни Турбиных" (пост. в 1926), "Бег" (1926-28, пост. в 1957), окрашенных ностальгической грустью по уходящему миру, показал обречённость белого движения, трагедию русской эмиграции. В повестях "Роковые яйца" (1925), "Собачье сердце" (1925, опубл. в 1987), "Театральный роман" (не закончен, 1936-37, опубл. в 1965) ироническое, гротескно-сатирическое, с элементами фантастики изображение советского быта. В биографической повести "Жизнь господина де Мольера" (1932-33, опубл. в 1962), символико-фанта-стическом и сатирическом романе "Мастер и Маргарита" (1929, опубл. в 1966-67), использующем мифологические и евангельские образы, идея вечного противостояния добра и зла, истинной праведности и фарисейства, художника и власти. Пьесы ("Зойкина квартира", пост. в 1926; "Багровый остров", пост. в 1928). Рассказы (сб. "Дьяволиада", 1925).М.А. Булгаков2. ...
Русская энциклопедия
2.
  БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич (1891 1940), русский писатель. В романе "Белая гвардия" (1925 27), пьесах "Дни Турбиных" (поставлена в 1926), "Бег" (1926 28, поставлена 1957) в переплетении драматических коллизий Гражданской войны, судеб белого движения и эмиграции показывает поэзию и трагическую обреченность уходящего мира. В сатирических фантастических повестях "Роковые яйца" (1925), "Собачье сердце" (1925, опубликованы в 1987) утверждение этической ответственности интеллигенции за последствия социального экспериментаторства. В "Театральном романе" (не окончен, 1936 37, опубликован в 1965) ироническая парафраза> истории МХАТа 1920-х гг. В романе "Мастер и Маргарита" (1929 40, опубликован в 1966 67) идея вечного противостояния нравственного и творческого подвижничества силам зла, воплощенная в двух временных планах: в гротескно изображенной современности (с использованием мифологической образности) и евангельских сценах. ...
Современная энциклопедия
3.
  БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871-1944) обществ. деятель, философ, богослов, экономист. Образование получил в Ливенском духовном училище. Орловской духовной семинарии, Елецкой гимназии и на юрид. ф-те Моск. ун-та, к-рый окончил в 1896. В 1901-06 — проф. полит, экономии Киев. политехн. ин-та и приват-доцент Киев. ун-та; в 1906-18 — приват-доцент полит, экономии Моск. ун-та и проф. политэкономии Моск. коммерч. ин-та; в 1912 защитил докт. дис. “Философия хозяйства”; в 1918 принял сан священника; в кон. 1922 выслан из Советской России; в 1923-25 — проф. церковного права и богословия на юрид. ф-те Рус. научного ин-та в Праге; с 1925 до конца жизни — проф. богословия и декан православного богословского ин-та в Париже, один из идеологов Рус. Христ. студенч. движения — обновленческого движения в православной церкви за рубежом.Отталкиваясь от идеи Софии, выдвинутой Вл. Соловьевым, и в отличие от преобладавшего в православии взгляда на Софию как “мудрость” Христа, т.е. второго лица Троицы, Б. развил концепцию, согласно к-рой София — это не просто идеальное представление, лишенное бытия, она есть личность, субъект, четвертая ипостась по отношению к Троице, но не есть Бог...
Энциклопедия культурологии

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины