Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - джэймс

Джэймс

джэймс
ДЖЭЙМС Генри (Henry James, 1843-1916) американский писатель. Отец рантье-интеллигент; брат известный психолог Вильям Джэймс. Культурная обстановка семьи рано побудила Д. к писательству. Молодость его прошла в странствованиях по Европе.

Не находя в Америке своего времени условий, необходимых, по его мнению, для развития писателя, Д. в 1875 году навсегда вернулся в Европу, культура которой была его кумиром. В Париже Д. сблизился с Тургеневым и кружком Флобера. В 1876 году обосновался в Лондоне и лишь дважды наведывался в Соединенные штаты. До середины 80-х гг. Джэймс еще гордится своей космополитической культурностью и к соотечественникам относится свысока.

Его сентиментальная «Daisy Miller» (1878) пользуется успехом, но остальные ранние вещи Джэймса, написанные простым языком в обычных, легко воспринимаемых формах социально-психологического романа, отталкивают американского читателя своей основной темой: «Американский бык в посудной лавке Европы» (American, 1877 и др.). Конец XIX века проходит для Д. под знаком углубляющегося и остро переживаемого им неуспеха у публики. Фабульная занимательность чужда Джэймсу, а к его утонченному анализу и художественной технике равнодушны читатели его времени. Д. безуспешно пробует драматический жанр, пишет неубедительную критику, много путешествует, временно бросает роман и переходит к новеллам.

Он критически приглядывается к буржуазно-мещанскому укладу позднего «викторианства» («А London Life», 1889). В книгах Д. появляются необычные для него темы: то это свара из-за наследства («Aspern Papers», 1888 и др.), то восприятие впечатлительным ребенком мерзостей буржуазного брака («What Maisie knew», 1897), то какие-то невнятные и сдобренные мистикой пороки («Turn of the Screw», 1898).

Англия переживала в ту пору так называемое «эстетическое движение 90-х гг.»; идя своим путем, Д. пришел, как и эстеты, к примату искусства над отвергавшей писателя жизнью. «Искусство творит жизнь», объявляет он и рассматривает взаимоотношения их в «Tragic Muse» (1890), «Death of the Lion» (1894) и др. Начало XX века было для Д.

временем полного самозамуровывания в чистом искусстве. Отказавшись от возможности быть понятым, Д. переходит к романтическому построению своего мира. Свою «башню из слоновой кости» он населяет собственными отражениями, над утонченной психикой которых производит абстрактные лабораторные эксперименты, облеченные в крайне трудную языковую форму и лишь с натяжкой именуемые романами.

Сюжетная схема в них упрощена за счет углубленного анализа переживаний («Golden Bowl», 1904 и др.). Все отчетливей проступает у Д. мотив старческого примирения и угасания («The Altar of Dead», 1895). Если в одном из лучших ранних романов («Portrait of a Lady», 1881) излюбленный Д. тип праведницы вступает в культурную жизнь, то в «Wings of the Dove» (1902) показано, как «культурно» переносит героиня свое медленное умирание. В предпоследнем и, по мнению Д., лучшем своем романе («Ambassadors», 1903), к-рый свободен от вымученных изысков последней поры, Д.

возвращается к теме Америки. После 1904 Д. не дал ничего значительного.Произведения Джэймса написаны в конце XIX в., когда активный буржуа, делец и накопитель, занял в Соединенных штатах господствующее положение, трестируя капитал, выдвигая идеологию самодовлеющей и благоденствующей Америки и оттесняя тяготевших к Европе консервативных буржуа-рантье Крейна и др.

Порожденный распадом старозаветного буржуазного уклада Новой Англии, сам деклассированный рантье, Д. изображает декадентское безделье обеспеченных верхов и нестрашные бури в их «хрустальном стакане». Его герои не знают нужды, борьбы, труда; это гл. обр. американские рантье, проживающие в Европе накопленный отцами капитал, а позднее и артистическая богема.

Покинув неуютную Америку как Джэймс, так и его герои не находят чаемой среды и в Европе и остро переживают трагедию беспочвенности, несоизмеримости и несвоевременности.Замкнувшись в самоанализе и чистом искусстве, они теряют чувство живой жизни, проявляя обывательское безразличие ко всему, что прямо их не затрагивает.

В этом отношении Д. реалистически точно изображает свою переходную классовую прослойку.Д. писатель для немногих и, прежде всего, для писателей. Тончайший анализ человеческой психики, изобретательные приемы, к-рыми Д. показывает самораскрытие личности, четкая осязательность описаний, чеканная (иногда до чрезмерности) работа над техникой вот чему учились у Джэймса уже несколько поколений писателей.

В последних его вещах фабула заменена аналитическим раскрытием сложной психологической ситуации. Рассудочная отделка приводит к чисто научной четкости и законченности, но и затрудняет художественное восприятие их. Д. стремится к преодолению максимальных трудностей, к всестороннему охвату крайне суженной темы.

Отказываясь от непосредственного, «огрубляющего действительность» восприятия даже глазами своих рафинированных героев, Джэймс часто стремится отображать действительность не прямо, а косвенно, и притом устами многих свидетелей.Несмотря на полный отрыв от Америки, в Д. подсознательно жив пуританин Новой Англии, ученик Хозсорна; отсюда его этические темы и явно ощущаемое морализирование.

Но «дистиллированный» пуританин Д. чужд мономании греховности: он терпим к своим морально больным героям.Непопулярный в широкой публике, Д. был признан равным лучшим писателям своей поры. Критика возводит его художественную генеалогию через Стендаля и др. к «раннему мастеру многостороннего и углубленного анализа чувств» Ричардсону и считает Д.

мэтром психоаналитического жанра, предшественником Конрада, Пруста, Джойса и др. По методам изображения Д. психолог-импрессионист аналитического типа, по охвату материала в ранних своих вещах «условный» реалист, говорящий, хотя и правду, но не всю правду, о современности, а позднее своеобразный, рассудочный романтик, влюбленный в культуру прошлого и создающий свой воображаемый мир человеческой психики «из центра к периферии», т.

е. гл. обр. на материале «внутреннего опыта».

Библиография:

I. Лучшее и наиболее полное издание 35-томное собрание романов и новелл Д. Macmillan (с крайне ценным предисловием автора). В него не вошли: критика Д. (French Poets and Novelists, 1878); монография Hawthorne, 1879; Notes on Novelists, 1914 и др.; путевые впечатления, автобиографические книги: Small Boy, 1913; Notes of a Son and Brother, 1914; Middle Years, 1917; и письма: Letters, 1921, 2 vv.

На русский яз. переведено: Американки, Роман, «Еженед. Нов. вр.», 1880, т. V; Связка писем, Рассказ, «Вестн. Европы», 1882, VIII; Осада Лондона, Повесть, там же, 1884, I, II; Лондонская жизнь, Повесть, там же, 1889, VIII, IX; Лгун, Повесть, там же, 1889, XI.

II. Из огромной лит-ры о Д.: Hueffer, Henry James, 1913; West R., Henry James, L., 1916; Beach J. W., Method of Henry James, 1918; Bosanquet T., Henry James at Work, 1924; Edgar P., Henry James, man and author, 1927; Brooks Van W., Pilgrimage of Henry James, 1928. .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ДЖЕЙМС ДЖЕМС (James) Уильям (1842-1910) амер. философ и психолог; в 1872-1907 — профессор Гарвардского ун-та в Кембридже (Массачусетс); представитель антиматериалистич. “радикального эмпиризма” и один из основателей прагматизма, к-рый сложился и вошел в моду в США, создатель прагматич. версии культуры. Культурфилос. концепция Д. органично связана с его филос. методом. Прагматизм выступал как своеобр. теория истины, но вместе с тем и опр. процедура осмысления реальности.Д., обосновывая свою методологию, говорил о важности собирать факты, подходя к ним без какой-нибудь априорной теории. Он утверждал значимость универс. опыта, к-рый он толкует то как поток сознания, то как “плюралистич. вселенную”. Такое учение Д. определял как радикальный эмпиризм. Согласно его методологии, все идеалы относительны. Было бы нелепостью искать определение “идеальной лошади”, когда существуют ломовые, верховые лошади, рысаки, пони. Каждая из них воплощает особую разновидность “лошадиной функции”. В той же мере можно говорить о многообразии культурного, религ. опыта.Согласно Д., оправданы любые версии человеч. опыта. Истинной же можно считать ту, к-рая...
Энциклопедия культурологии

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины