Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - фламандская литература

Фламандская литература

фламандская литература
ФЛАМАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Ф. л. средневековья и XVI в. так переплетена с североголландской (важнейшей частью к-рой она является), что раздельное рассмотрение их невозможно. В XVII и XVIII вв. в период испанского и австрийского господства о Ф.

л. также не приходится говорить. Оживление наступило лишь после 1830, когда Фландрия составила часть вновь созданного королевства Бельгии. Отделение Бельгии от Голландии, к к-рой она принадлежала с 1815, усилило потребность в собственной литературе, а также в национальном самоопределении фламандской культуры.Первым передовым бойцом фламандской национальной культуры был эссеист И.

Ф. Виллемс (J. F. Willems, 1793-1846); первым более значительным, хотя и мало оригинальным, поэтом К. Л. Ледеганш (K. L. Ledeganck, 1805-1847), главное произведение к-рого «Три братских города» (De drie Zustersteden, 1846) имеет определенную националистическую окраску. Большой круг читателей приобрел Г. Консциенс (H. Conscience, 1812-1883), автор популярных рассказов. К нему близок более реалистический И. Л. Д. Слиск (J. L. D. Sleezck, 1818-1901). Затем выдвинулись поэты И. ван Бирс (J. van Beers, 1821-1888) и Т. ван Рисвик (Th. van Rijswijck, 1811-1849). Мастером очерков явился А. Бергманн (A. Bergmann, «Tony», 1835-1874). Во второй половине этого периода выдвигается новеллистка и романистка Виргиния Ловелинг (V. Loveling, 1836-1923). Единственным крупным поэтом этого периода был католический священник Гвидо Гезелле (Guido Gezelle, 1830-1899), находившийся под влиянием литературы XVII в., и Старинга (1767-1840), творец очень богатой, ритмически утонченной поэзии природы, к-рая, однако, мало ценилась его современниками. Вождем нового фламандского национального студенческого движения был поэт Альбрехт Роденбах (A. Rodenbach, 1856-1880).Оживление национального самосознания во Фландрии, наметившееся в конце XIX в., совпало по времени с влиянием голландского литературного движения 1880, наложившего отпечаток и на Ф. л. этого времени. Новое течение, начало к-рому было положено в 1893 журналом «Van Nu en Straks» («О сегодняшнем и близком»), стремилось преодолеть узость мелкобуржуазных иллюзий и провинциальную скудость форм Ф. л. Однако значительным влиянием оно не пользовалось.Жизнь крестьян все еще в основном аграрной Фландрии рисовали с большой любовью и успехом Цириель Бюисс (Cyriel Buysse, 1859-1932) и Стин Стрейвельс (Styn Streuvels, р. в 1872); первый сын либерального фабриканта, реалистически и с легкой иронией изображал отсталость крестьянства; второй деревенский пекарь, в произведениях к-рого смесь реализма и пышной романтики природы.

Самым значительным поэтом был мрачный, формально многообразный Карель ван де Вустин (Karel van de Woestyne, 1878-1929). Как народный поэт имеет большие заслуги Ренэ де Клерк (Rene de Klercq, 1877-1932), сын крестьянина, к-рый наряду с лирическими стихотворениями сочинял революционные песни и пользовался большой популярностью. После мировой войны он почти ничего не писал.

Типичным интеллигентом-эклектиком и скептиком, взгляды к-рого отчасти отмечены влиянием социал-демократии, является всесторонний Герман Тейрлинк (H. Teirlinck, р. 1879), тонкий стилист и романтик.Многообещающей книгой «Pallieter» (1916), прославлявшей чувственную радость жизни, дебютировал Ф. Тиммерманс (F. Timmermans, р. 1886), к-рый впоследствии под церковным влиянием стал ханжой и не создал ничего значительного.Наиболее влиятельным вождем молодого фламандского культурного движения является в настоящее время превосходный критик-эссеист, историк искусства А. Вермейлен (A. Vermeylen, р. 1872).Нужду пролетариев (Антверпена) и мелкой буржуазии в послевоенное время ярко рисовал Лоде Циленс (Lode Zielens, р. 1901). Хотя работы Циленса проникнуты известной революционной тенденцией, она затеняется его пессимизмом. В условиях послевоенного времени коренится и пессимизм фрейдиста Г.

Вальшапа (G. Walschap, р. 1898) и В. Элсшота (W. Elschot, псевд. A. de Ridder), к-рый обрисовал с беспощадным сарказмом пустоту мелкобуржуазной жизни.

Библиография:

Delepierr, J o., A Sketch of the history of Flemish literature..., L., 1860; Watter O., La litterature et la poesie flamandes, Tournay, 1893; Coopman Th., Geschiedenis der Vlaamsche letterkunde van het jaar 1830 tot heden, Amsterdam, 1910; Frings Th., uber die neuere flamische Literatur, Marburg, 1918; Bock E.

, de, Beknopt Overzicht van de vlaamsche Letterkunde in de 19 eeuv., Antwerpen, 1921; Hamelius P., Introduction a la litterature francaise et flamande de Belgique, Bruxelles, 1921; Его же, Histoire du mouvement flamand au XIX siecle, Bruxelles, 1924; Ridder A. de, La litterature flamande contemporaine, 1890-1923, Anvers, 1923; Kenis P., Een Overzicht van de vlaamsche letterkunde na «Van nu en Straks», Amsterdam, 1930. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины