Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - геттнер

Геттнер

геттнер
ГЕТТНЕР Герман (Hermann Hettner, 1821-1882) немецкий историк лит-ры и искусствовед. В университетах Берлина, Гейдельберга, Галле изучал философские и филологические науки. Много путешествовал с научной целью по Греции, Италии, Франции и Англии.

Был доцентом в Гейдельберге, затем профессором истории искусств и директором музеев в Дрездене. Г. один из ближайших учеников философа Фейербаха, в отличие от идеалистов выдвинувшего принцип позитивистического понимания исторических фактов. Г. принцип этот положил в основу объяснения культурно-исторических явлений из области науки, искусства и лит-ры и в своих работах вел борьбу за новую методологическую концепцию.

Основным его трудом считается шеститомная «История всеобщей лит-ры XVIII в.» эпохи, когда старая схоластическая образованность, под напором выступившей на общественную арену буржуазии, уступала место новой реалистическому миропониманию, проникнутому гуманистическими настроениями, позитивной науке.У Г. предпосылку анализа культуры названной эпохи составляет мысль, так ярко указанная в его раннем произведении «Vorschule zur bildenden Kunst der Alten»: «Отдельные произведения искусства являются не результатами какой-нибудь произвольной, единичной, личной фантазии художника, к-рый рефлектирует над отдельными сюжетами и формами и сознательно выбирает между ними; напротив, они по форме и содержанию гораздо более вырастают из целого чувства их определявшей эпохи; я сказал бы, вырастают инстинктивно; поэтому и развитие отдельных искусств совершается в самой тесной параллельности и взаимодействии, потому что все одинаковым образом являются глубочайшим выражением своего времени».

И дальше: «Задача всей истории искусства в том, чтобы показать, что за формальным образованием известного художественного произведения в художнике действовала душа всемирной истории, через него проявляла она в его произведениях известные высшие пункты своего развития и, таким образом, в ряде следовавших одно за другим художественных произведений диктовала образными письменами свои летописи».

Г. говорит здесь о внутреннем взаимодействии искусства и жизни. По его мнению, искусство является «зеркалом и сокращенной хроникой века» с динамикой его общественных противоречий и борьбой общественных формаций. Во втором томе его «Истории» (разряд II, гл. III) имеется характерная глава «Общественные противоречия в искусстве и поэзии».

Г. указывает здесь на «историческую необходимость» смены лит-ры придворно-аристократической лит-рой буржуазной.Но Г. не ограничивается одним лишь основным социально-экономическим фактором при объяснении явлений из области идеологической надстройки. Он привлекает сюда и производные факторы, напр. влияния, идущие из других стран, влияния, порой художественно оформляющие те или другие стремления отдельных социальных группировок.

Он устанавливает в своей «Истории» взаимодействие лит-р Англии, Франции и Германии, объясняемое социальными явлениями.Однако было бы ошибкой думать, что Г. был последовательным материалистом. Ведь он сын своего времени, когда материализм, особенно в истории лит-р, граничил еще с идеалистическим миропониманием, когда литература не отделялась от ряда других явлений (философских, научных) на идеологическом фронте, не изучалась еще научно.

Отсюда понятен несомненный эклектизм Г. и непоследовательность его в объяснении исторических фактов. Он далеко не всегда твердо стоит на своих материалистических позициях, в частности при анализе лит-ых явлений Германии, к-рые он рассматривает особенно подробно (английской лит-ре посвящен первый том, французской второй том, немецкой третий, четвертый, пятый и шестой).

Многие его историко-литературные построения устарели, как напр. некоторые суждения об эпохе Sturm und Drang’a.Работы Г. были популярны не в одной лишь Германии, но и во Франции и в Англии. В России появились только его классические «Итальянские этюды» и «История всеобщей лит-ры XVIII в.». Г. не прошел бесследно и для русских историков лит-ры. Сильно его влияние на А. Пыпина, автора «Истории русской лит-ры» и переводчика Г. Кроме того труд Г. подготовил в России путь другому иностранному ученому Тэну, автору «Истории английской лит-ры».Г. и Тэн и были тем лит-ым наследством, при учете к-рого в России сложилась позитивистическая лит-ая методология; носителями ее явились русские буржуазные ученые от Пыпина до Овсянико-Куликовского включительно.

Библиография:

I. Die romantische Schule in ihrem Zusammenhang mit Goethe und Schiller, 1850; Das moderne Drama, 1852; Griechische Reisenskizzen, 1853; Anselm Feuerbachs Schriften, 1853; Italienische Studien, Zur Geschichte der Renaissance, 1879; Классическая работа Г. Literaturgeschichte des XVIII Jahrhunderts, 6 тт., была начата в 1856, закончена в 1870; Italienische Studien, 1879; Kleine Schriften, 1884. Русск. перев.: История всеобщей литературы XVIII в., 3 тт., т. I, перев. А. Пыпина, изд. Н. Тиблена, СПБ., 1863; т. II, перев. А. Пыпина, СПБ., 1866; т. III, кн. 1-я, перев. А. Пыпина и А. Плещеева, изд. Солдатенкова, М., 1872; т. III, кн. 3-я, перев. П. Барсова, М., 1875 (2-я книга III т. на русск. яз. не переведена); 2-е изд. О. Поповой, СПБ., 1896-1897.

II. Stern A., Hettner, ein Lebensbild, 1885; Spitzer H., Hettners kunstphilosophische Anfange und Literaturaesthetik, 1903. .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины