Литературная энциклопедия - гиршбейн
Связанные словари
Гиршбейн
гиршбейн
ГИРШБЕЙН Перец (Perez Hirschbein, 1880-) современный еврейский драматург и беллетрист. Р. в Гродненской губ.; сын мельника-арендатора. Детство свое провел в глухой деревне. В юности терпел крайнюю нужду. Дебютировал стихами на древнееврейском языке; на этом же языке написал свои первые две драмы: «Мирьям» (1905), «Далекие и близкие» (1906).В 1906 опубликовал свою первую драму на еврейском языке и с этого времени стал видным еврейским драматургом. В 1908 им был организован еврейский театр, давший сильный толчок делу художественного обновления еврейской сцены. В театре ставились новые драмы Переца, Аша, Пинского, самого Г. и лучшие пьесы Я. Гордина. Г. странствующий писатель; совершил несколько кругосветных путешествий и написал ряд лирических путевых очерков.
Творческий путь Г. от реализма через символизм к народной драме. В своих пьесах Гиршбейн изображает бедняков, ютящихся в подвалах, ремесленников, носильщиков, тоскующих «по цельности» интеллигентов и с особенной любовью еврейского сельчанина и еврейскую женщину из народа. В своих первых реалистических произведениях, написанных незадолго до революции 1905, Гиршбейн давал картины жизни еврейской нищеты в слегка импрессионистских тонах, моментами пытался заострять социальный смысл явлений, но не выбился на путь сознательного социального творчества. После революции 1905 Г. под влиянием реакции написал целый ряд мистико-символических пьес: «Одинокие миры», «К широкой дороге», «Могильные цветы», «В темноте», «Сумерки», «Интеллигент» и другие, в которых чувствуется сильное влияние Метерлинка и отчасти Л. Андреева. Основной мотив их одиночество и смерть. В своей символике Г. не оригинален и является лишь эпигоном европейского символизма. В период реакции он писал также пьесы, в которых пытался воплотить пессимистические настроения растерявшейся еврейской интеллигенции и разработать проблемы еврейской истории. Но в этих, как и в других умеренно-символических произведениях, немало сентиментальной декламации и философического резонерства. Позже Г. порвал с абстрактным символизмом. Написанная им в 1911 пьеса «Пустая корчма» одно из самых лучших его произведений знаменует переход к народной драме, а впоследствии и к комедии; в них он нашел применение своему знанию фольклора, в особенности деревенского. Гиршбейн один из типичных представителей философически-эстетизирующей еврейской интеллигенции, искавшей после краха революции 1905 спасения от «ужасов мещанства» в народной фаталистической мистике. Но он не замкнулся в эту примитивную мистику а все более расширяет бытовое начало в своих новых драмах и смягчает свой фаталистический трагизм народным юмором. По существу же он остается романтиком «заброшенных уголков». Г. сыграл в еврейской литературе значительную роль как проводник модернистских влияний. Его драматическое творчество реакция на грубый натурализм Якова Гордина. В 1928 Г. совершил поездку по СССР, специально интересуясь развитием еврейского земледельческого труда в нашей стране, и написал книгу по этому вопросу.Библиография:
I. Собр. драм. сочин. в 5 тт., N.-Y.; на русск. яз.: «Одинокие миры», Сб. драматич. произведений, перев. А. Брумберг и Л. Тривуш, под ред. А. Брумберг, СПБ., 1908; Земля, изд. «Всеобщая библиотека», 1910.
II. См. «Lexicon» Рейзина, Вильна, 1926. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 903 | |
2 | 743 | |
3 | 670 | |
4 | 659 | |
5 | 629 | |
6 | 513 | |
7 | 495 | |
8 | 491 | |
9 | 488 | |
10 | 486 | |
11 | 484 | |
12 | 461 | |
13 | 453 | |
14 | 449 | |
15 | 442 | |
16 | 432 | |
17 | 430 | |
18 | 429 | |
19 | 425 | |
20 | 410 |