Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - губер

Губер

губер
ГУБЕР Борис Андреевич (1903-) беллетрист. Родился в семье агронома. Печататься начал с 1920 («Красный артиллерист»). С 1925 состоит в литературной группе «Перевал» . В своей первой книге «Шарашкина контора» Губер соединил четыре рассказа, посвященных деревне, совхозу, мужику. Здесь автор, хотя и щеголяет новыми лит-ыми приемами, по существу натуралист-бытовик, не столько претворяющий, сколько копирующий действительность, не брезгающий случайностью, анекдотом.Перед нами «сельские» и подобные им «обыватели», а среди них несколько забитых, раненых, неприкаянных человеческих душ.

В первом рассказе Зина работница, попавшая в родную деревню по случаю «сокращения штатов», так же тоскует и стремится «в Москву», как одна из чеховских «Трех сестер». В Москву приезжают «жить», деревня доводит до самоубийства; в Москве «дни светлы и радостны», в деревне и близ деревень превращаются в ночь, напоминающую «В овраге» Чехова по жути и безнадежности.

Остается одно погибать или бежать, если только можно, «в Москву жить».У Г. чеховские герои третьего поколения, перенесенные в новую жизненную обстановку, в новые условия, в иную общественную среду. Жизнь деревни разворошена, яз. обновлен, но для Г. душа ее попрежнему бессловесна, мысль темна и суеверна, властны похоть и самогон, праздность, зависть и злоба. Город лишь светится далеким маяком своим заброшенным в деревню одиночкам. Но голос его замирает в снежных полях.

Такова установка первой книги несомненно наблюдательного и вдумчивого автора. «Шарашкину контору» обесценивает ее бесперспективность, объясняющаяся невосприимчивостью художника к внутреннему динамизму изображаемой жизни, к сложной диалектике взаимоотношений деревни и города, уж слишком «метафизично» противопоставленных, при диктатуре пролетариата.

Последовавшие за сборником «Шарашкина контора» рассказы Губера не свидетельствуют о каком-либо значительном изменении его творческой установки. Автор продолжает изображать «лишних людей», выброшенных из жизни или неумеющих войти в нее («Осколки», Пассажир»). Новая деревня дана в тех же неприглядных тонах, как в «Шарашкиной конторе», правда, и сквозь призму восприятия городского человека, «управдела», ищущего в деревне своих воспоминаний, персонажа, сильно напоминающего фигуры интеллигентов у Б. Зайцева. Когда же Г. от интеллигентского лиризма переходит непосредственно к современной советской деревне («Веселое заговенье»), то впечатление получается такое, что все специфически советское как бы «в стороне» от нее. Из произведений Г. обратил на себя внимание и рассказ «Известная Шурка Шапкина».

Лица и события последнего хотя и взяты из современной деревни, но уместны в любой обстановке. Рассказ, подкупающий читателя юмором и изобразительностью, слишком эпизодичен: сводится к спасению влюбленного в Шуру Шапкину агронома, устремившегося к ней в ледоход по реке.Эпизодичны и другие рассказы Губера. Чуждый творческим процессам современности, воспринимая в ней больше внешнее, переходящее иногда в его творчестве в анекдотическое, он остается пока тем же натуралистом, с примесью лиризма беспочвенного интеллигента, часто не заглядывающим дальше «простых причин».

Библиография:

I. Шарашкина контора, Повести и рассказы, М., 1926; Джаир, Повесть, М., 1927; Соседи, Повести и рассказы, М., 1927; Шарашкина контора, Повесть, М., 1927; Известная Шурка Шапкина, Рассказы, М. Л., 1928; Простая причина, Рассказы, М., 1928.

II. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917-1927), т. I, Гиз, М., 1928; Мацуев Н. И., Художественная литература и критика, русская и переводная, 1926-1928, М., 1929. .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (ХУБЕР), Вольф (Вольфганг) (Huber, Wolf) Ок. 1485, Фельдкирх, Форарльберг — 1553, Пассау, Бавария. Немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Один из ведущих мастеров дунайской школы. Учился, по-видимому, у отца, художника Ганса Губера. Обязательные для молодых немецких художников "годы странствий" (ок. 1510) провел в живописных альпийских и придунайских местностях. Работал в Пассау при дворе князя-епископа (с нач. 1510-х). В конце 1520-х посетил Вену. Первоначально Губер занимался преимущественно графикой, создав ряд превосходных пейзажных рисунков пером. В ранних живописных произведениях — алтарных композициях — большую роль играют пейзажные и архитектурные фоны, свидетельствующие об интересе художника к решению пространственных задач. Таковы картины многочастного, ныне разрозненного Алтаря Св. Анны из Фельдкирха (1515—1521). Порой действие в них происходит ночью (Рождество Христово, 1521, Брегенц, Музей). Мастерски изображенное ночное небо с лунным освещением придает произведению интимно-лирический характер. В дальнейшем в картинах Губера на евангельские темы заметно возрастает внимание к образу человека. Фигуры укрупняются и...
Энциклопедия европейского искусства
2.
  ГУБЕР Александр Андреевич (1902-1971), историк, академик АН СССР (1966). Труды по истории стран Юго-Восточной Азии и по общим проблемам востоковедения.Источник: Энциклопедия "Отечество" ...
Русская энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины