Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - канцона

Канцона

канцона

КАНЦОНА буквально «песня», лирическая форма средневековой поэзии, возникшая первоначально в феодально-рыцарской лирике Прованса, откуда она была усвоена французскими и итальянскими подражателями. Последние придали ей наиболее разработанную форму, откуда и самое итальянское наименование жанра (итальянское canzone, французское chanson, провансальское canso).

У трубадуров Прованса К. являлась довольно неопределенным термином, к-рым обозначалось лирическое произведение, посвященное исключительно темам рыцарской любви. По форме своей провансальская К. очень разнообразна: число строф неограниченно (обычно 5-7), чаще с особой концовкой (так наз. tornada), равно как и число стихов в строфе (как исключение встречается 42 стиха) и самые стихотворные размеры. Стихи связаны между собой рифмами в самых различных комбинациях (напр. «ababccdd» или «ababcdc», или «ababccd»), иногда даже так, что внутри строфы все рифмы различны, но в следующих строфах каждый стих рифмуется с соответствующим стихом первой строфы. Итальянские поэты, особенно представители городской буржуазной лирики XIII в., в том числе Гвиницелли, Кавальканти, Чино да Пистойя и сам Данте, усиленно культивировали К., особенно в своих произведениях аллегорического и философского содержания.

Уже Данте дал некоторую теорию построения К. (во второй книге своего трактата «De vulgare eloquentia»), согласно к-рой К. должна состоять из двух частей: вводной (fronte) и основной (sirima), каждая из к-рых в свою очередь может распадаться на piedi (первая) и volte (вторая). Все части К. соединены рифмой, также весьма разнообразной. Число стихов в строфе и размеры стиха свободны, но на практике чаще всего у итальянцев встречается так.

наз. одиннадцатисложный стих. Обычно К. сопровождается концовкой. Наиболее совершенной формы К. достигает у Петрарки в XIV в., после чего этот жанр постепенно замирает и возрождается в последний раз у испанских петраркистов XVI века, как например у Боскана или Гарсиласо де ла Вега, чтобы потом выйти совсем из употребления.В немецкую литературу форму канцоны вводят романтики (А.

В. Шлегель, Рюккерт, Платен), в русскую символисты (Вячеслав Иванов, Валерий Брюсов «К даме» в его сб. «Опыты», М., 1918, стр. 142).

Библиография:

Floeck O., Die Kanzone in der deutschen Dichtung, Berlin, 1910. .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  КАНЦОНА (итал. canzone букв. песня), 1) лирическое стихотворение о рыцарской любви в западно-европейской поэзии 13-17 вв., первоначально у провансальских трубадуров. Классические образцы у Данте и Петрарки.2) Многоголосная светская песня эпохи Возрождения на тексты поэтической канцоны.3) Род инструментальной музыкальной пьесы, сложившейся в кон. 16-18 вв. из обработок вокальных канцон (у Дж. Габриели, Дж. Фрескобальди и др.). Его развитие привело к появлению фуги. ...
Большой энциклопедический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины