Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - катарсис

Катарсис

катарсис
КАТАРСИС «очищение», в греческом религиозном врачевании освобождение тела от какой-нибудь вредной материи, а «души» от «скверны» и болезненных аффектов. По учению Аристотеля, трагедия «при помощи сострадания и страха производит К. подобных (т. е. сострадания, страха и родственных им) аффектов» («Поэтика», гл. VI). Истолкование этих слов представляет значительные трудности, т. к. Аристотель не объясняет, как он понимает это «очищение», а греческое выражение «катарсис аффектов» имеет двоякий смысл и может обозначать: 1. очищение аффектов от какой-либо скверны, 2. очищение души от аффектов, временное освобождение от них. Однако систематическое обследование применения термина «К.» у Аристотеля и других античных теоретиков убеждает в том, что К. следует понимать не в этическом смысле как нравственное очищение аффектов (Лессинг и др.), а в вышеупомянутом медицинском (Бернайс): все люди подвержены ослабляющим аффектам, и, согласно учению Аристотеля, одной из задач искусства является безболезненное возбуждение этих аффектов, приводящее к К., т. е. к разряжению, в результате к-рого аффекты на время оказываются как бы удаленными из души. Трагедия, возбуждая в зрителе сострадание и страх, производит разряжение этих аффектов, направляя их при этом по безвредному руслу эстетической эмоции, и создает чувство облегчения, подобно тому как в греческом религиозном врачевании «энтузиастические» (кликушеские) состояния излечивались с помощью исполнения перед больными энтузиастических мелодий, к-рые вызывали повышение аффекта и последующий К. Представления о К. были перенесены из религиозно-медицинской сферы в область теории искусств повидимому еще до Аристотеля (вероятно пифагорейцами): у Аристотеля учение о К. является уже скрытой полемикой против Платона, отрицавшего социально-педагогическую полезность драмы.

Библиография:

I. Аристотель, Поэтика, русск. перев. Н. И. Новосадского, Л., 1927; Комментарии к «Поэтике» Schlemihl’я, изд. 2-е, Lpz., 1874; Bywater’а, изд. 2-е, Oxf., 1911; Rostagni, Torino, 1927.

II. Классические исследования о К.: Bernays I., Zwei Abhandlungen uber d. aristotelische Theorie d. Dramas, 2 Aufl., Berlin, 1880; Doring A., D. Kunstlehre des Aristoteles, Jena, 1876; Weil H., etudes sur le drame antique, P., 1897; Finsler G., Plato und die aristotelische Poetik, Lpz., 1900; Knocke F., Begriff d. Tragodie nach Aristoteles, Berlin, 1906; Его же, uber d. Katharsis d. Tragodie nach Aristoteles, Berlin, 1908; Sues W., Ethos, Lpz., 1910; Howald, Eine vorplatonische Kunsttheorie, «Hermes», 1919; Иванов В., Дионис и прадионисийство, Баку, 1923.

III. Важнейшая литература по К. см. Аристотель, Поэтика, перев. Н. И. Новосадского, Л., 1927, стр. 111-113 (ср. стр. 15-20 и 34-36).

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  КАТАРСИС (греч. katharsis очищение) 1) термин "Поэтики" Аристотеля, очищение духа при помощи "страха и сострадания" как цель трагедии. Понятие катарсиса имело многочисленные толкования.2) В психоанализе З. Фрейда один из методов психотерапии. ...
Большой энциклопедический словарь
2.
  (от греч. katharsis очищение) термин эстетики: "очищение", "просветление" человеческой души под влиянием сопереживания, сострадания, потрясения, вызванного соприкосновением человека с произведением искусства. Термин введен Аристотелем в его учении о трагедии. См. трагедияСловарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова 2005 ...
Словарь литературоведческих терминов
3.
  КАТАРСИС (греческое katharsis очищение), 1) термин> "Поэтики" Аристотеля, очищение духа при помощи "страха и сострадания" как цель трагедии. Понятие> катарсис имело многочисленные толкования. 2) В психоанализе З. Фрейда один из методов психотерапии. ...
Современная энциклопедия
4.
  Катарсис Катарсис(греч. кatharsis — очищение) Категория эстетики, раскрывающая один из сущностных моментов эстетического, именно — высший духовно-эмоциональный результат эстетического отношения, эстетического восприятия в целом, эстетического воздействия искусства на человека. Возникла еще в античной культуре. Пифагорейцы разработали теорию очищения души от вредных страстей (гнева, вожделения, страха, ревности и т. п.) путем воздействия на нее специально подобранной музыкой (так называемая «этическая» функция музыки — воздействие на «этос» — характер, эмоциональный настрой, образ поведения и т.п. — человека). Существовала легенда, что Пифагору удавалось с помощью музыки «очищать» людей не только от душевных, но и от телесных недугов. Авторы античных «Риторик» полагали, что катартическим воздействием обладает и искусство слова. Платон не связывал К. с искусствами, понимая его как очищение души от чувственных устремлений, от всего телесного, затеняющего и искажающего красоту идей. Платоновское понимание К. получило дальнейшее развитие у Плотина, а затем в патристике и в средневековой мистике и эстетике, особенно в...
Энциклопедия культурологии

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины