Литературная энциклопедия - клаузула
Связанные словари
Клаузула
1. В прозе конец фразы, приобретающий определенный ритмический ход. Напр. для Лессинга типичен исход спондеем и кретиком, для Гёте трохеем. Проблеме К. уделяли внимание многие теоретики и мастера прозы так, Лонгин порицает скопление в конце фразы пиррихиев, дактилей и диахореев, Жан Поль рекомендует К. анапестом, ямбом, диямбом, хориямбом или рядом трохеев; во французской литературе проблеме К. уделяли внимание Гонкуры.
2. Окончание стихотворной строки, состоящее из слогов, стоящих после конечного ударного слога. Так. обр. К. может состоять из одного слога (море), двух (ласточка) и т. д. и наконец может не иметь ни одного слога (земля), являясь, так сказать, отрицательной величиной. В ритме стиха К. имеет второстепенное, но все же существенное значение, т. к. в зависимости от числа слогов, заканчивающих строку, она приобретает особый характер. Ср. напр. разные К. ямба:1. «Мой дядя самых честных правил,Когда не в шутку занемог» (Пушкин).2. «В лесу, когда мы пьяны шорохомЛиствы и запахом полян» (Брюсов).3. «К моей груди цветок прикалывая,Ты улыбалась словно в сказке» (Шенгели).Помимо этого чрезвычайно существенным для ритма стиха является система чередования К. Те или иные их соотношения могут проводиться через все стихотворение, закономерно повторяясь и создавая так. обр. ритмическую монотонию (как напр. в приведенных стихах); наоборот, свободное движение К. дает стиху особый характер, когда одинаковые К., идя подряд, создают определенное нарастание, разрешающееся иной К., напр.:«Я не увижу знаменитой ФедрыВ старинном многоярусном театре,С прокопченной высокой галереиПри свете оплывающих свечей» (Мандельштам),примеры чему дают белый, вольный и свободный стих. В том случае, если К. совпадает с звуковым повтором, возникает рифма .
3. В античной метрике К. называли краткий стих, вставленный между длинными стихами одинакового с ним метра.
Библиография:Wolff J., De clausulis Ciceronianis; Zielinski Th., Das Klauselgesetz bei Cicero, Lpz., 1904; Tries, Studien zu H. v. Kleist’s Klausel, «Studien zur vergleichenden Literaturgeschichte», IV); Gorm L., uber Goethe’s Periodenbau, «Euphorion», 14.
См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 900 | |
2 | 743 | |
3 | 669 | |
4 | 658 | |
5 | 628 | |
6 | 513 | |
7 | 495 | |
8 | 484 | |
9 | 483 | |
10 | 481 | |
11 | 478 | |
12 | 453 | |
13 | 453 | |
14 | 441 | |
15 | 437 | |
16 | 432 | |
17 | 428 | |
18 | 425 | |
19 | 425 | |
20 | 410 |