Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - лагарп

Лагарп

лагарп
ЛАГАРП Жан Франсуа (Jean Francois de La Harpe, 1739-1803) известный французский драматург и критик. Происходил из обедневшей дворянской семьи. Дебютировал в модном жанре «героид» (подражание Овидию). Затем обратился к трагедии, следуя в ней Вольтеру. Первая трагедия Л. «Warwick» (1763) имела большой успех. Остальные трагедии его успехом не пользовались, исключая «Philoctete» (1783), познакомившей французскую публику с Софоклом. Лагарп отдал дань также мещанской драме: он перевел «Лондонского купца» Лилло («Barneveldt», 1778) и написал антиклерикальную драму «Melanie» (1770), поставленную на сцене только в 1791. Однако теоретически Л., как и его учитель Вольтер, не признавал за мещанской драмой права на существование. Дворянин по происхождению, Л. примыкал тем не менее к буржуазной интеллигенции и был одно время сторонником революции. С углублением революционного движения оказался на правом фланге и был арестован якобинцами. Литературную славу Л. приобрел как критик журн. «Mercure de France», в котором выделился своими темпераментными, подчас очень резкими статьями, создавшими ему множество врагов. Литературные суждения Л. не отличались оригинальностью. Он был типичным классиком, догматиком, следовавшим Буало и Вольтеру; признавал высшими образцами произведения аристократической литературы XVII в. и предпочитал их античным писателям. В то же время в суждениях этого критика заметен эклектизм. Политическому «поправению» Л. соответствовала аналогичная эволюция его литературных взглядов. Нетерпимость, борьба со всяким новаторством, крайний формальный ригоризм характерны для последних лет жизни Л.

, когда он отвернулся даже от своего учителя Вольтера, резко осуждая его за безбожие и богохульство. Л. последний теоретик отмирающего французского классицизма. Авторитет его был в течение долгого времени непререкаем. На курсе истории литературы («Le Lycee», 17 vv., 1799), проникнутом тенденциями догматического рационализма, читавшемся Лагарпом с 1786 по 1798 во вновь основанном лицее, воспитывалось несколько поколений буржуазной интеллигенции, и только победа романтиков, начавших ожесточенную борьбу с Л.

как одним из вождей классицизма (см. напр. предисловие к «Кромвелю» Гюго и др.), положила предел его влиянию.

Библиография:

I. Ликей, или круг словесности древней и новой, 5 чч., СПБ, 1810-1814; Граф Варвик, в 5 д., перев. О. Ширяева, СПБ, 1814; Черный рыцарь, Исторический роман осьмого столетия, содержащий не волшебные, но удивительные приключения принца Британского, Москва, 1816; Послание к гр.

Андр. П. Шувалову о действиях сельской природы и о поэзии описательной..., М., 1817, и др.; Le Lycee ou cours de litterature ancienne et moderne, 17 vv., 1799; к нему дополнение: Philosophes du XVIII siecle, 2 vv., 1805; Новое полное издание под ред. Saint-Surin, 16 vv., 1820-1822; Melanges inedits de litterature, «Mercure», 1810; Supplement au cours de litterature, ed. Barbier, 1818; Ouvres (без «Лицея»), 16 vv., 1820-1821.

II. Sainte Beuve, Causeries du lundi, v.

V; Jullien В., Du «Lycee» de La Harpe, «L’Investigateur», 1846; Bertrand L., La fin du classicisme et le retour a l’antique dans la seconde moitie du XVIII siecle, P., 1897. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины