Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - ленский

Ленский

ленский
ЛЕНСКИЙ Дмитрий Тимофеевич (1805-1860) русский водевилист. Выходец из купеческой семьи. Средний актер, Л. выдвинулся и создал себе имя многочисленными водевилями, представлявшими гл. образом переделку иностранного (преимущественно французского) материала, приспособляемого к «русским нравам». Перу Л. принадлежат также многочисленные переводы комедий Скриба и несколько переводов Мольера. Наряду с Григорьевым, Каратыгиным, Ф. Кони и др. Л. ориентировался на широкого зрителя 30-х гг. мелких чиновников, купечество, зажиточное мещанство и т. п. Именно этому непритязательному зрителю Александринского и Малого театров нравилась водевильная издевка Л. над семейным бытом буржуазии («Жених нарасхват», «Две кормилицы», «В людях ангел не жена, дома с мужем сатана», «Жена за столом, а муж под столом» и мн. др.). Из водевилей Л. наиболее прочно удержались в репертуаре «Простушка и воспитанная» и особенно «Лев Гурыч Синичкин» (переделка французской пьесы «Отец дебютантки»), возобновленный в последние годы московским театром им. Вахтангова. В последнем ярко развернуто противопоставление пустых и легкомысленных прожигателей жизни (граф Зефиров) бедной, но добродетельной дочери «костромского благородного отца» Синичкиной, пробивающей себе через многочисленные преграды дорогу к искусству. Кроме того Л. писал оперные либретто, в том числе либретто оперы «Громобой» на музыку Верстовского. Популярны также были его переводы песен Беранже.

Библиография:

I. Оперы и водевили, переведенные с французского, 4 тт., М., 1835-1836; Театр Ленского, 6 тт., СПБ, 1874.

II. Горбунов И. Ф. и Каратыгин П. А., Дм. Тим. Ленский. Очерк его артистической и литературной деятельности. Письма, стихотворения, эпиграммы, «Русская старина», 1880, X, стр. 309-337, 446-452; Мазаев М., Старый водевилист, «Исторический вестник», 1894, IV; Воспоминания Каратыгина, перепеч. в его «Записках», новое изд., Л., 1929. См. также литературу к ст. «Водевиль».

III. Геннади Гр., Справочный словарь о русских писателях и ученых, т. II, Берлин, 1880; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. III, Петроград, 1914.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ЛЕНСКИЙ (настоящая фамилия Вервициотти) Александр Павлович (1847-1908), актёр, режиссёр, педагог. На сцене с 1865. С 1876 в Малом театре. Выступал в комедии, романтической драме, трагедии, потом перешёл на характерные роли. Его игре были свойственны изящество, мягкость; добивался исторической и социальной достоверности образа, пластической выразительности. Роли: Гамлет, Бенедикт ("Гамлет" и "Много шума из ничего" У. Шекспира), Чацкий, Фамусов ("Горе от ума" А. С. Грибоедова) и др. Один из создателей Нового театра (филиал Малого театра), в который вошли его ученики (В. Н. Рыжова, Е. Д. Турчанинова, В. Н. Пашенная и др.). В своих постановках ("Снегурочка" А. Н. Островскбго, 1900; "Кориолан" Шекспира, 1902, и др.) стремился к осуществлению единого режиссёрского замысла, цельности актёрского ансамбля.2. ...
Русская энциклопедия
2.
  ЛЕНСКИЙ (настоящая фамилия> Вервициотти) Александр Павлович (1847 1908), актер, режиссер, педагог. На сцене с 1865; с 1876 в Малом театре (с 1907 главный режиссер). Выступал в высокой комедии, романтической драме, трагедии, затем перешел на характерные роли. Игре Ленского свойственны изящество, мягкость; добивался жизненной, исторической и социальной достоверности образов, пластической выразительности, совершенства грима: Гамлет> ("Гамлет" У. Шекспира, 1877), Фамусов ("Горе от ума" А.С. Грибоедова, 1887) и др. В своих постановках ("Снегурочка" А.Н. Островского, 1900; "Кориолан" Шекспира, 1902, и др.) стремился к осуществлению единого режиссерского замысла, цельности актерского ансамбля. Занимался живописью, скульптурой. Среди учеников Л. А.А. Остужев, В.Н. Пашенная, В.Н. Рыжова>, Е.Д. Турчанинова>. ...
Современная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины