Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - мельников

Мельников

мельников
МЕЛЬНИКОВ Павел Иванович (1819-1883) (псевдоним Андрей Печерский) писатель. Сын жандармского офицера, учился в Казанском университете, в 1845 служил чиновником особых поручений по борьбе с расколом при нижегородском губернаторе. Первым беллетристическим произведением М., обратившим на себя внимание критики, было «Семейство Красильниковых» (1852), за ним последовали повести «Поярков», «В старые годы», «Медвежий угол», «Гриша» и др. Переведенный в 1853 в Петербург в министерство внутренних дел, М. издавал патриотическую газету «Русский дневник». С 1866 М. жил в Москве исключительно на литературный заработок, публикуя статьи по расколу и сектантству; в 1871-1875 напечатал в «Русском вестнике» роман «В лесах», а в 1875-1881 его продолжение «На горах». Эти романы, так же как и часть рассказов М., посвящены изображению жизни зажиточной раскольничьей буржуазии. Последняя освещается им с точки зрения той части русской буржуазии 50-70-х гг., которая участвовала в бюрократическом управлении страной, выполняя задания правящего дворянства.Герои романов М. в большинстве своем представители крупной торговой буржуазии приволжских провинций. Все их миросозерцание неизменно окрашено в патриархально-домостроевские тона. У таких типичных представителей этой среды, как Чапурин и Смолокуров, автор тщательно выписывает консерватизм общественных взглядов и преданность престолу и отечеству. Членам артели и богатым крестьянам-кулакам (Силантию, Трифону Лохматому) свойственны жажда наживы, властность, самодурство, лицемерие, боязнь скандала, безразличное отношение к путям наживы, разгул, бахвальство и щедрость. Предпринимательницами, стоящими во главе сложного хозяйства, являются игуменьи больших скитов (напр. Манефа). Большинство женских образов М., начиная с эскизного образа княгини Варвары («В старые годы») и кончая персонажами «В лесах» и «На горах» (Настя Чапурина, Аксинья Захаровна, Дуня Смолокурова и т. д.), принадлежит к пассивным, слабовольным натурам. Если женщина и достигает самостоятельности, то только путем больших жертв, путем разбитой личной жизни именно таким образом достигает власти Фленушка. Низшие слои старообрядчества почти не затронуты в романах М. Они выступают только в качестве эпизодических лиц. Крестьянская старообрядческая масса фигурирует у М. только как декорация. Психология этой массы изображается вскользь и всегда в одном и том же плане необыкновенной привязанности к тем, от кого она зависит.Романам М. свойственен сильный отпечаток этнографизма. Удачно и кстати используются им местные предания, напр. сказание о подводном граде Китеже, известное также и из древних рукописей, и разные другие сказания старообрядческих паломников, старцев и странников; песни девушек на посиделках, на Красной горке, причитания плакуш на похоронах и т. д. «Народной» речью М. пользуется не только в разговорах, но и там, где идет повествование от лица автора, напр. в описаниях природы.Литературная деятельность М. как публициста и как беллетриста теснейшим образом связана с той обрусительской политикой, которая проводилась русской бюрократией и диктовалась интересами дворянского абсолютизма. Отсюда специфическая тяга М. к консервативным формам быта, отсюда та реакционность, к-рая резко отличает его чиновничий и благонамеренный этнографизм от этнографических очерков разночинцев 60-х гг. Решетникова, Левитова, Якушкина и др.

Библиография:

I. Полное собр. сочин., 14 тт., изд. Т-ва Вольф, СПБ, 1897-1898 (с биографич. очерком М. Усова и характеристикой творчества А. П. Милюкова); То же, изд. 2-е, СПБ, 1910; То же, прилож. к журн. «Нива», 1909 (с предисл. А. Измайлова).

II. Иловайский Д., П. И. Мельников и его 25-летняя литературная деятельность, «Русский архив», 1875, I; Невзоров Н., П. И. Мельников, его жизнь и литературное значение, Казань, 1883; Миллер Ор., Русские писатели после Гоголя, изд. 3-е, СПБ, 1886; Богданович А. И., В годы перелома, СПБ, 1908; В память Мельникова, Сборник, Н.-Новгород, 1911 (биографич. очерк, сост. его сыном, переписка, автобиография, ст. Н. Саввина, Мельников в оценке литературной критики, и др. материалы); Янчук Н. А., П. И. Мельников (А. Печерский), в кн. «История русской литературы XIX в.», под ред. Д. Н. Овсянико-Куликовского, Т. IV, М., 1911; Ильинский Л., П. И. Мельников (А. Печерский), «Русский филологич. вестник», 1912, I-II; Зморович А., Об языке и стиле произведений П. И. Мельникова, там же, 1912, I-II.

III. Языков Д. Д., Обзор жизни и трудов покойных русских писателей, вып. III, СПБ, 1886 (и дополн. в след. выпусках); Библиографический указатель при т. I «Полн. собр. сочин.», изд. Вольфа и при указанном Нижегородском сборнике; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. IV, П., 1917; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  МЕЛЬНИКОВ Авраам (Абрам) Иванович (1784-1854), архитектор. Никольская церковь в Санкт-Петербурге (1820-26), собор в Кишинёве (1830-35), ансамбль полукруглой площади в Одессе (1826-29) построены в сдержанных формах позднего ампира. Автор проектов архитектурной части мн. скульптурных памятников работы И. П. Мартоса.2. ...
Русская энциклопедия
2.
  МЕЛЬНИКОВ Павел> Иванович (псевдоним> Андрей Печерский) (1818 83), русский писатель. Эпопея из жизни заволжского старообрядческого купечества "В лесах" (1871 74) и "На горах" (1875 1881), насыщенная богатым историческим, этнографическим, фольклорным материалом. ...
Современная энциклопедия
3.
  Константин Степанович (1890, Москва – 1974, там же), русский архитектор и педагог. Окончил живописное (1914) и архитектурное (1917) отделения Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Член объединения архитекторов АСНОВА. Преподавал в московском Вхутемасе (1921—25), Вхутеине (1927—29), Московском архитектурном институте (1934—37), Московском инженерно-строительном институте им. В. В. Куйбышева (с 1951 г.) и Всесоюзном заочном инженерно-строительном институте (с 1960 г.). Творчество Мельникова не вписывается в рамки определённого стилевого направления, он воспринял общие тенденции современных течений в архитектуре, связанных с поиском новых форм и конструкций. Своим учителем зодчий считал И. В. Жолтовского. Основные новаторские проекты были созданы в 1920-х – первой пол. 1930-х гг. В павильоне «Махорка», представленном на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1923 г., использованы угловое остекление, открытая винтовая лестница, резкие диагонали линий кровли. В 1924 г. Мельниковым был создан саркофаг для Мавзолея В. И. Ленина (дубовая основа, увенчанная стеклянным куполом; находился в Мавзолее до Великой Отечественной войны). Советский...
Художественная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины