Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - моро

Моро

моро
МОРО Эжезипп (Hegesippe Moreau, 1810-1838) псевдоним одного из ранних французских рабочих-поэтов Пьера Жака Руйльо (Pierre Jacques Rouillot). Рано лишившись родителей, Моро поступил учеником в провинциальную типографию. Перебравшись в Париж и сделавшись наборщиком, принял участие в Июльской революции и воспел ее в ряде стихотворений («Видение» «L’apparition», «Гостеприимные модистки» «Les modistes hospitalieres»).

После этой революции М. становится идеологом пролетаризирующихся слоев беднейшей мелкой буржуазии, выражавших свой протест против установления Июльской монархии, и участвует в восстании 1832; оплакав его неудачу в песне «5 и 6 июня 1832» (Le 5 et 6 juin 1832), М. обращается от жанра песни к социально-политической сатире. В 1833 в г. Провене он приступает к изданию воскресного стихотворного журнала республиканской политической сатиры «Диоген» (Diogene).

В «Диогене» М. нападает на Июльскую монархию, на легитимистов и бонапартистов, на духовенство, восхваляет труд и тружеников. Склоняясь к «уравнительному социализму» Руссо , он ожесточенно нападает с моральных позиций на буржуазную действительность и призывает богачей помочь беднякам, пугая их картиной грядущей революционной анархии («Зима» «L’hiver»).

Издание «Диогена», враждебно встреченное реакционными кругами Прованса, быстро прекратилось, а М. оказался под влиянием нараставшей буржуазной реакции сброшенным в нищую богему, подобно многим другим политическим поэтам 30-х гг. Влача голодное и бездомное существование, больной и надломленный всеми своими бедствиями, М. сделал в конце конпов попытку отказаться от революционной лирики для горьких романтических жалоб на участь поэта («Воспоминание в госпитале» «Un souvenir a l’hopital»; «К моим песням» «a mes chansons») и меланхолических элегий в духе классицизма («К Медору» «a Medor», «Вульзи» «La Voulsie»).

Однако бунтарь в М. не смирился. Стих. «Крестины» (Le bapteme), «Г-н Пайар» (M-r Paillard) были рецидивами его мятежной лирики.Творчество М. ценный документ французской революционной лирики 30-х гг.; в ней, мелкобуржуазной в основном, М. порою становился подлинным глашатаем масс и выразителем революционных стремлений поднимавшегося пролетариата.

К поэзии М. чрезвычайно применимы слова Ленина о Герцене, что она «была порождением и отражением той всемирно-исторической эпохи, когда революционность буржуазной демократии уже умирала (в Европе), а революционность социалистического пролетариата еще не созрела» (разрядка Ленина). Этой причиной и обусловливаются идеологические шатания М.

, его неудовлетворенность и пессимизм, его ранний конец. Значение Моро в том, что он явился промежуточным звеном между Беранже и Дюпоном и способствовал усвоению последующей рабочей литературой 40-х годов социально-политических традиций песни Беранже, передавая эти традиции с бурным пафосом поэта Июльской революции, обогащенного опытом ее первоначальной победы и ее неудачного исхода. Он оплодотворил поэзию раннего Дюпона. Последующие ранние рабочие поэты (Савиньен Лапуэнт, Дюпон, Клеман) из всех рабочих поэтов 30-х гг. благоговейно запомнили одного М. В эпоху Коммуны 1871 зажигательная «Зима» М. не раз исполнялась на «правительственных» концертах в Тюильрийском дворце.

Библиография:

I. Белая мышка, Сказка для детей, М., 1903; Le Diogene, 9 livraisons, Provins et P., 1833; Le Myosotis, P., 1838; Ouvres completes de Moreau, v. I. Correspondance et contes, v. II. Le Myosotis et poesies inedites, ed. Vallery-Radot, P., 1890.

II. Данилин Ю., Литературная богема в эпоху французского романтизма, «Новый мир», 1930, кн. II; Его же, Поэты Июльской революции (печатается в ГИХЛ); Sainte-Marie Marcotte, Biographie de Moreau en avant d’une ed. de Myosotis, P., 1840; Savinien Lapointe, Les echos de la rue, P., 1850; Lebailly Arn., H. Moreau, documents inedits, P., 1863; Lhuillier Th., H. Moreau et son Diogene, P., 1881; Lardanchet Henri, Les enfants perdus du romantisme, P., 1905; Baudelaire D., L’art romantique, P., 1925. .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  МОРО (от исп. moro мавр) группа народов (сулу, самаль, магинданао, маранао, яканы и др.) на юге Филиппин. 1,97 млн. человек (1992). Языки индонезийской группы. Верующие мусульмане-сунниты. ...
Большой энциклопедический словарь
2.
  , Гюстав (Moreau, Gustave) 1826, Париж — 1898, Париж. Французский живописец и график, близкий к символизму. Гюстав Моро, живший в эпоху расцвета творчества художников реалистического направления, современник импрессионистов, для которых источником вдохновения была реальная действительность, черпал идеи и темы своих произведений в мире фантазии, изысканных грез, мифологии, окрашенной подчас оттенком мистики и эротики. Два года (1846—1848) Моро учился в мастерской Ф. Пико — одного из поздних последователей неоклассицизма. Недовольный, уходит от него и начинает заниматься самостоятельно. В 1848 сближается с Шассерио, оказавшего на Моро большое влияние (Суламифь, 1853, Дижон, Музей изящных искусств). После смерти Шассерио уезжает в Италию, где находится два года. Изучает и копирует мастеров Возрождения — Карпаччо, Гоццоли, Мантенью, Леонардо да Винчи, Микеланджело, а также флорентийских маньеристов. По возвращении в Париж выставляется в Салоне: Эдип и Сфинкс (1864, Нью-Йорк, музей Метрополитен), Юноша и смерть (1865), Девушка с головой Орфея (1865, обе — Париж, Лувр). На Всемирной выставке 1878 показывает несколько работ (Саломея, танцующая перед Иродом,...
Энциклопедия европейского искусства
3.
  МОРО, группа народов: маранао>, магинданао, сангилы, яканы, сулу, самаль>, джамо-мапуны, мольбоги общей численностью 1975 тыс. чел. Проживают на территории Филиппин. Религиозная принадлежность верующих: мусульмане-сунниты. ...
Современная энциклопедия
4.
  (moreau) Гюстав (1826, Париж – 1898, там же), французский живописец и график, представитель символизма. Учился у отца, главного архитектора Парижа Луи Моро, затем поступил в Школу изящных искусств в Париже (1848), но не закончил её. Продолжил самообразование в музеях, путешествиях, в общении с художниками. Значительное влияние на становление Моро как художника оказала дружба с живописцем-романтиком Т. Шассерио. В 1857—58 гг. Моро путешествовал по Италии, откуда привёз несколько сотен копий произведений великих мастеров эпохи Возрождения; в 1859 г. изучал античное искусство в Помпеях и Геркулануме. С 1888 г. – профессор Академии изящных искусств в Париже. В 1892—98 гг. возглавлял парижскую Школу изящных искусств.Г. Моро. «Ночь». Акварель. 1882 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва   В ранних работах ощутимо влияние Э. Делакруа: восхищение красотой женского тела, пристрастие к роскошным нарядам и вещам. Однако, в отличие от Делакруа, у Моро женские образы воплощают роковую, подчас гибельную силу («Эдип и сфинкс», 1864; «Елена у ворот Трои», 1880). Библейские или мифологические героини его полотен («Венера,...
Художественная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины