Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - никулин

Никулин

никулин
НИКУЛИН Лев Вениаминович (1891-) советский писатель. Р. в семье актера в Волынской губ. С 1911, учась в Московском коммерческом институте, начал сотрудничать в сатирических журналах и газетах (стихи, фельетоны, рецензии). Участвовал в гражданской войне, работая в культпросвете Красной армии. В 1921 с советской дипломатической миссией ездил в Афганистан. С 1922 целиком отдался лит-ой деятельности. Совершил ряд поездок во Францию, Италию, Германию, Испанию, Турцию и пр.Первые литературные воспоминания Н. отмечены явным влиянием буржуазной эстетствующей поэзии эпохи реакции. Ранние стихи, объединенные в сб. «История и стихи Анжелики Сафьяновой» (1918), несмотря на некоторую дозу авторской иронии по адресу «маленьких Ренье из подмосковной дачи», не подымаются над уровнем «салонной» поэзии, эпигонски разрабатывающей темы И. Северянина и А. Ахматовой.Октябрьская революция резко изменила направленность творчества писателя. В годы гражданской войны он обращается к героической агитке, революционной лирике, политической сатире (сб. стихов «Страдиварий», пьеса «Последний день Парижской Коммуны» и пр.). Часто примитивные по своим художественным средствам, эти произведения показательны как решительный разрыв Н. с эпигонским эстетизмом начальной поры.Как писатель Н. получил известность с переходом к художественной прозе (1923-1924). Художник мелкобуржуазной интеллигенции, тесно связанной с богемно-артистической средой, Н. сочетал в своем творчестве увлечение романтико-авантюрными мотивами революционной борьбы (роман «Хмель», 1923) с иронически-скептическим отношением к буржуазно-мещанской действительности. Последнее нашло свое выражение в частности в целой серии юмористических рассказов об обывателях, приспособленцах, бюрократах и т. п., трактованных в общем довольно безобидно и зачастую анекдотически («Банный лист», «Серафим Жеребецкий», «Вторая Мещанская» и пр.), и в ряде острых, но неглубоких зарисовок мещанской ограниченности зап.-европ. цивилизации («Парадиз» и пр.).Представляет интерес попытка Н. создать жанр революционно-приключенческого романа. Борьба оппозиционной и правительственной партий Гюлистана (Афганистан) за обладание неким дипломатическим документом, разоблачающим продажность министров, составляет содержание романа «Никаких случайностей» (1924). Роман, знакомя читателя с обстановкой Афганистана, с методами дипломатии империалистических государств в полуколониальных странах, обладает известной социально-познавательной ценностью. Однако в следующем романе того же типа «Тайна сейфа» (1925), сюжетно более изощренном, от «революционной романтики» не остается следа. В дальнейшем Н. центр тяжести с чисто фабульных эффектов переносит в плоскость игры острыми психологическими коллизиями («Матросская тишина», «Путешествие на Пигаль» и др.). Но психологическое содержание образов зачастую лишено социально-типического значения, заострено на необычности положения.Разработка авантюрных сюжетов дополняется у Н. тяготением к большим историческим темам, к широкому охвату действительности («Голые короли», 1926; «Адъютанты господа бога», 1927). «Адъютанты господа бога» исторически-документальное повествование о разложении и распаде Российской империи в 1914-1917.Добросовестно использовав исторические материалы, Никулин все же не сумел показать исторического движения, борьбы классов, приведшей к Октябрьской революции. На первом плане оказались такие эпизоды, как расстрел Мясоедова, деятельность Охранного отделения, убийство Распутина и т. п., тогда как роль революционной организации, фигуры большевиков и рабочих остались очерченными схематично и бегло.Узость горизонта мелкобуржуазного интеллигента, не умеющего за внешностью явлений разглядеть и ощутить логику социально-исторического процесса, преодолевается Н. в последних его произведениях 1930-1932. Очерки Н. «Письма об Испании» (1930) и в особенности двухтомный роман «Время, пространство, движение» (1931-1932) яркие примеры быстрого идейно-художественного роста писателя, обусловленного решающими успехами соцстроительства. Тенденция художественного развития Никулина стремление к углубленно-реалистическому изображению действительности. В «Письмах об Испании» Н. сумел со страны «плаща и шпаги» снять условную оперную маску, в самом пресловутом бое быков увидеть «особую отрасль чисто испанской промышленности», за пышными экзотическими декорациями разглядеть гнет фашистской диктатуры Примо де Ривера и зреющие силы революции.Реалистичен и автобиографический роман «Время, пространство, движение» наиболее значительное произведение Н. В замысел Н. входило дать не просто рассказ о своей жизни, а «отражение истории в человеке», свой личный биографический опыт, судьбу своего «сверстника» представить как типическую историю «молодого человека XX ст.». Н. раскрывает социальный смысл жизни поколения мелкобуржуазной интеллигенции, выраставшего в эпоху реакции после 1906, впоследствии вовлеченного в движение революционного пролетариата, из «спутника революции» ставшего ее «участником». Роман Н. «человеческий документ» современной эпохи, он многозначителен, поскольку автор обнажает социальную почву, на которой возникали романтические шатания «молодого человека XX столетия»: среду либеральных литераторов и аристократической богемы, «платонических социалистов» и прекраснодушных мечтателей, восхищающихся героями «индивидуального террора». Страницы романа, на к-рых показаны Одесса эпохи реакции и предвоенный Париж с русской политической эмиграцией, наиболее яркие по социальному типажу. В жанровом отношении роман «Время, пространство, движение» представляет собой своеобразное явление. В книге нет ни организованного романического сюжета ни хронологической последовательности мемуарного изложения. Действие эпопеи развивается крайне свободно и непринужденно, повинуясь ассоциациям автора, прерываясь комментирующими лирико-публицистическими отступлениями, вставными новеллами-биографиями различных эпизодических персонажей. В итоге получается объединенный единством лирической повествовательной интонации, не чуждой легкой иронии, своеобразный монтаж литературных портретов (Л. Рейснер, Маяковского, Куприна, Вертинского, народовольца-эмигранта О. А. Слепцова и пр.), литературных пейзажей, зарисовок городов и нравов, отдельных новеллистических эпизодов из жизни героя-автора и т. п.В своей автобиографической эпопее Н. подвел итог прошлому той части советской интеллигенции, которая нашла свое место в рядах революционного пролетариата.

Библиография:

I. Страдиварий, Стихи, кн. II, изд. «Обелиск», Киев, 1919; Последний день Парижской Коммуны, Пьеса, Самарское отделение Гиза, Самара, 1921; Четырнадцать месяцев в Афганистане, изд. «Красная новь», М., 1923; Красный флот, Поэма, изд. «Крокодил», М., 1923; Хмель, Роман, изд. «Накануне», Берлин, 1923; То же, изд. 2-е, Л. М., 1925; Никаких случайностей (Дипломатическая тайна), Кинематографический роман, изд. «Пучина», П., 1924; То же, изд. 2-е, «ЗиФ», М., 1925; Тайна сейфа, Роман, изд. «Пучина», Л., 1925; Голые короли, Роман с эпилогом, изд. «Пролетарий», (Харьков), (1926); Адъютанты господа бога, Роман-хроника, изд. «Молодая гвардия», (М.), 1927 (было три издания в 1927); Кольцо «А», Юмористические кинорассказы, изд. «Кинопечать», М. Л., 1927; Матросская тишина, Повести и рассказы, изд. «Круг», (M.), 1927; Банный лист, Рассказы, изд. «ЗиФ», М. Л., 1927; Продавцы тайн, Сатирический роман, изд. «Молодая гвардия», (М.), 1928; Инженер Мерц (Высшая мера), Пьеса, изд. МОДПиК, Л. М., 1928; Склока, Комедия, изд. «Теакинопечать», (М.), 1928; Вокруг Парижа, изд. «ЗиФ», М. Л., (1929); Высшая мера, Повести и рассказы, изд. «Федерация», М., (1929); Таракановщина, Сатирическая комедия, изд. «Теакинопечать», М., 1929; Письма об Испании, изд. «Федерация», М., 1930 (изд. 2-е, М., 1931); Записки спутника, «Издательство писателей в Ленинграде», Л., (1932); Аттестат зрелости, Повесть, изд. Жургазобъединения, М., 1932 (Библиотека «Огонек»); Время, пространство, движение, (Автобиографическая повесть), 2 тт., изд. «Советская литература», М., 1933.

II. Рецензии: Правдухин В., «Красная новь», 1925, IV; Лелевич Г., «Молодая гвардия», 1925, II-III (о «Тайне сейфа»); Фохт У., «Книгоноша», 1926, № 35 (о «Голых королях»); Селивановский А., «На литературном посту», 1927, VII; Лежнев А., «Красная новь», 1927, V (об «Адъютантах господа бога»); Фиш Г., «Звезда», 1928, II; Ежов И., «Красная новь», 1928, II (о «Матросской тишине»); Шафир А., «Новый мир», 1929, № 10; Манфред А., «Книга и революция», 1929, № 4 (о сб. «Высшая мера»); «Книга и революция», 1929, № 10; Николаева Т., «Литературная газета», 1931, № 7 («Вокруг Парижа»); Семенов Б., «Книга и революция», 1930, № 28; Рыкова Н., «Звезда», 1931, № 3 («Письма об Испании»); Тагер Е., «Художественная литература», 1932, № 8; Скоблин Ю., «На литературном посту», 1932, № 11 (см. об этом отзыве замечания в «Литературной газете», 1932, № 32, 17 июня, подпись: Мих); Розовская Б., «Ленинград», 1932, № 7; Дымшиц Ал., «Залп», 1932, № 9; Усиевич Е., Романтики прошлого и пафос революции, «Литературная газета», 1932, № 32, 17 июня; Горький М., Письмо Льву Никулину, «Литературная газета», 1932, № 32; Оксенов И., «Новый мир», 1933, № 4 (о «Записках спутника»); Никулин Л., Книги и путешествия, «Литературная газета», 1933, № 32.

III. Владиславлев И., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М. Л., 1928.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  НИКУЛИН Валентин Юрьевич (род. 1932), актёр, заслуженный артист РСФСР (1981). С 1960 в театре "Современник". В кино с 1962. Снимался в фильмах "Три толстяка", "Братья Карамазовы", "Баллада о Беринге и его друзьях", "Иван да Марья", "Сицилианская защита" и др. Актёр интеллектуального и гротескового плана. С конца 80-х гг. в Израиле, с 1996 вновь выступает в России.2. ...
Русская энциклопедия
2.
  НИКУЛИН Юрий Владимирович (1921 1997), артист цирка, киноактер. В цирке выступал в клоунском дуэте с Михаилом Ивановичем Шуйдиным (1922 82). С 1982 главный режиссер и директор Московского цирка на Цветном бульваре. В кино снимается с 1958. Популярный комик, широко известный прежде всего по фильмам режиссера Л.И. Гайдая ("Кавказская пленница", 1967; "Бриллиантовая рука", 1969, и др.). Никулин сыграл также ряд драматических ролей в фильмах: "Когда деревья были большими" (1962), "Двадцать дней без войны" (1977), "Чучело" (1984) и др. Постоянный образ-маска Никулина (Балбес) в ранних фильмах Гайдая близок к клоунскому персонажу, созданному артистом в цирке. ...
Современная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины