Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - пасынков

Пасынков

пасынков
ПАСЫНКОВ Лев Павлович (1886-) советский писатель. Р. в семье железнодорожника в Ростове-на-Дону. В 1907 окончил железнодорожное училище. Работал техником на Владикавказской жел. дороге. В качестве фельетониста сотрудничал в газете «Донская речь» и «Приазовский край». Печатался в «Летописи» М. Горького, «Ежемесячном журнале» В. Миролюбова. С первых дней Октября на стороне советской власти. Вел организационную работу среди национальных меньшинств Северокавказского края, участвовал в газете «Советский Юг». Написал ряд работ по этнографии Сев. Кавказа. Имеет звание научного работника по истории материальной культуры Востока.Первые рассказы П., опубликованные в 1906 («Был город», «Поезд смерти», изд. «Народная мысль», Ростов-на-Дону), выражали интеллигентский протест против реакционно-мещанских настроений, усилившихся после 1905. В ряде рассказов, написанных с 1920 по 1925, П. ставил вопросы советского хозяйственного строительства («Сарана», «Два памятника», «Ислам Иван Кучак», «Богатый Мустафа»). Литературную известность П. получил как автор «Голубого цветка» (1925), «Заповедных вод» (1927), «Человека в лесу» (1932), «Тайны» (1933).Отталкиваясь от традиционных штампов экзотической буржуазной литературы, Пасынков стремится к реалистическому изображению действительности. В противовес поэтизации «экзотической» отсталости Кавказа в буржуазной литературе П. стремится дать реалистическое изображение жизни народов Кавказа, показать сложный процесс перестройки отсталых народностей в условиях развития социалистической революции. Но к реалистическому изображению П. подошел не сразу. Первоначально он создал романтическое повествование о жизни горцев «Голубой цветок». Авантюрно-романтический сюжет, интерес к экзотическому материалу характерны для «Голубого цветка». Позднее, в романе «Заповедные воды», Пасынков перешел к натуралистическому изображению явлений. Роман переполнен материалом этнографическо-эмпирического порядка. Картины жизни и быта рыбаков Приазовья, разложение патриархальных отношений воспроизведены в романе с подчас излишней детализацией; сюжет страдает статичностью. По мере того как успешнее развертывалось социалистическое строительство, Пасынков стал глубже понимать происходящее и давать реалистическое его изображение. Последние произведения Пасынкова «Человек в лесу» и особенно «Тайпа» показали рост писателя. В образе Астамира Чандурова П. дал черты нового человека. По-новому поставил и осветил П. старые обычаи отсталых народностей. Так, Астемир Чандуров порывает со своим другом стражником Мата, ибо их дружба была основана на старом обычае куначества. Новое, более богатое чувство классовой интернациональной солидарности вытесняет прежний обычай куначество.Стремление использовать богатый краеведческий материал вызвало у П. повышенное внимание к внешней стороне быта и событий и привело его к детальному выписыванию этнографического колорита; поэтому в произведениях П. громаднейшее разнообразие бытовых картин, событий. Большое место занимает в произведениях П. пейзаж, что связано с преобладавшей в творчестве П. натуралистической, этнографической зарисовкой жизни. От декоративного пейзажа Дагестана («Голубой цветок») П. переходит к созданию реалистического пейзажа.

Библиография:

I. Мужицкий памятник, Повесть для юношества, изд. «Буревестник», Ростов н/Д., 1925; Ханук и Меджид, Повесть, изд. то же, Ростов н/Д., 1926; Голубой цветок, Роман, Гиз, М. Л., 1927; Атаман Серьга, Роман, изд. «ЗиФ», М. Л., (1928); Дети гор, Роман, издание 2-е, то же, М. Л., (1928); Заповедные воды, Роман, Гиз, М. Л., 1928; Тайпа, Роман, изд. «ЗиФ», М. Л., 1930; То же, изд. «Московского т-ва писателей», М., 1933; Человек в лесу (По лесогорьям Кавказа), ГИХЛ, М. Л., 1932; Огневей, изд. «Советская литература», М., 1934.

II. Гольцев В., «Печать и революция», 1927, VI; Фиш Г., «Звезда», 1927, IX; Бенни Як., «Октябрь», 1929, VII; «Новый мир», 1927, XII (отзывы о «Голубом цветке»); Юргин П., «Печать и революция», 1928, VI; Николаев Я., «На литературном посту», 1928, X; Гольцев В., «Новый мир», 1928, X; Зингер М., «Известия ВЦИК», 1928, 6 мая (отзывы об «Атамане Серьге»); Полякова М., «Печать и революция», 1928, II-III; «Октябрь», 1929, VII; Морозов М., «Литературная газета», 1929, № 9 (отзывы о «Заповедных водах»); Амалатбек, Колумбы от литературы, которые Америки не открыли, «Революция и горец», 1932, № 2-3 (40-41); Шаумян, «На подъеме», Ростов н/Д., 1932, VI (ответ на предыдущую рецензию); Оружейников Н., Очерк на службе пролетариата, «Художественная литература», 1932, XIII-XIV (отзыв о «Человеке в лесу»).

III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917-1927), том I, Москва Ленинград, 1928.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ПАСЫНКОВ Эмиль Евгеньевич (род. 1929), оперный режиссёр, педагог, народный артист РСФСР (1968). С 1960 главный режиссёр Новосибирского, в 1969-78 Ленинградского Малого, с 1981 Пермского театров оперы и балета. Профессор Ленинградской консерватории (с 1975).Источник: Энциклопедия "Отечество" ...
Русская энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины