Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - пеги

Пеги

пеги
ПЕГИ Шарль (писал также под псевдонимами Pierre Baudouin, Pierre Deloire) (Charles Peguy, 1873-1914) французский публицист и поэт. Р. в Орлеане в семье ремесленников, отошедших от крестьянства. В начале своей лит-ой деятельности находился под влиянием социалистических идей сотрудничал в «Revue socialiste» и «Revue blanche». Когда дело Дрейфуса (1898) раскололо Францию на два противоположных лагеря, П. был на стороне обвиняемого, но не понимал чисто политической стороны этого дела. В таком настроении П. начал (1900) своеобразное, нерегулярно-периодическое издание «Les cahiers de la quinzaine», каждый выпуск к-рого предоставлялся обычно какому-нибудь одному автору. В первые годы в журнале сотрудничал Р. Роллан. П. иногда снабжал публикуемые произведения предисловиями и комментариями, а чаще сам заполнял весь выпуск. В первые годы своего существования журнал выражал идеологию мелкой буржуазии, вытесняемой капитализмом, но по мере эволюции П.

и «Cahiers», бывшие всегда его личным органом, меняли свою окраску. Около 1905 напряженность франко-германских отношений склоняет П. к национализму. Он написал ряд ярко шовинистических милитаристических статей («Notre patrie», 1905), восхвалял войну, а пацифизм называл проявлением современного лицемерия. Одновременно начиналось обращение П.

, всегда склонного к мистике и метафизике (Пеги-бергсонианец), к католицизму. Начиная с этого времени, П. становится центром, вокруг к-рого группируется вся реакционная националистическая часть французской буржуазии.В 1914 П. ушел на фронт добровольцем и погиб в первые же дни войны. П. крайне отрицательно относился к демократии и парламентаризму, проповедывал любовь к отечеству и военные доблести.

Наравне с Барресом и Моррасом П. является одним из виднейших идеологов французского довоенного империализма; фашисты считают П. одним из своих предшественников; его имя возведено буржуазией в культ.Из стихов П. следует отметить: «Le mystere de la charite de Jeanne d’Arc» (1910; не смешивать с драмой П. «Jeanne d’Arc», 1897), «La tapisserie de Notre-Dame» (1913) и «E’ve» (1914).

Большей частью написанные в последний период жизни автора (1910-1914), они отражают его религиозные настроения. Но П. прежде всего публицист со своеобразным стилем, нервным, гибким, многословным, изобилующим отступлениями от темы и повторениями отдельных слов и фраз на разные лады, местами глубоко лиричным.

Библиография:

I. Полное собр. сочин. П. выходит с 1916 в 15 тт.; русских переводов нет; Morceaux choisis (Prose), avec pref. de C. Lucas de Peslouan, 10-e ed., Paris, 1928.

II. Литература о П. весьма обширна: Suares A., Peguy, P., 1915; Halevy D., Ch. Peguy et les «Cahiers de la quinzaine», P., 1918; Tharaud J. et J., Notre cher Peguy, 2 vv., P., 1926; Porche Fr., Ch. Peguy et ses «Cahiers», P., 1914; Spitzer L., Zu Ch. Peguy’s Stil, в сб. «Vom Geiste neuer Literaturforschung. Festschrift f. O. Walzel», Wildpark, 1924; Berl E., Leur Peguy, «Monde», 1930, 28/VI. .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины