Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - петрович

Петрович

петрович

ПЕТРОВИЧ Велько (1884-) видный современный сербский новеллист и поэт. Принимал активное участие в национальном движении в Венгерской Сербии, редактировал ряд сербских национально-революционных изданий. Довоенные сборники его стихов проникнуты националистической и антиавстрийской тенденцией, резко порывая с господствующей поэзией модернизма («Родольубиве песме», 1912, «На Прагу», 1914).

После войны П. выступает почти исключительно как автор небольших реалистических новелл из жизни мелкой буржуазии Войводины и Сербии. Писатель сербской буржуазной интеллигенции, П. в первых сборниках своих новелл («Буньа и други из Раванграда», 1921, «Варльиво Пролече», 1921, «Померене Савести», 1922, и др.) заметно отражал влияние Тургенева и сентиментально-идиллического сербского реализма.

В дальнейшем, с нарастанием экономического кризиса, в творчестве П. все больше и больше места занимали проблемы «больной души», человека современного капиталистического города. Начиная с 1924 («Искушенье», 1924, «Приповетке», 1925, и др.), П. создает новый для сербской литературы стиль, стоящий ближе всего к ранним произведениям Достоевского.

Главное внимание сосредоточено на психологическом анализе, на проблемах жизни больной и надломленной молодежи, разочаровавшейся в беспочвенной интеллигенции, и т. д. Мастерство стиля, подчас близкого к импрессионистической прозе, делает новеллы П. выдающимся явлением в сербской литературе.Значение П. в том, что он впервые создал картину внутренней жизни сербского капиталистического города, в частности в послевоенную эпоху, и нарисовал целую галерею типов современного города.

Известная ограниченность и надломленность творчества Петровича объясняется характером сербского капитализма, получившего возможность экономического развития уже в момент загнивания капитализма. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  , Надежда (Petrovic, Nadezda) 1873, Чачак — 1915, Валево. Сербская художница. Родилась в семье интеллигентов, многие члены которой были связаны с искусством. Училась в Белграде в мастерской Дж. Крстича (1896—1898) и Мюнхене, сначала в мастерской А. Ажбе (1898—1901), затем у Ю. Экстера (1901—1903). Посетила Германию, Австрию, Италию и Францию. В 1903—1910 работала в Сербии, в 1910—1912 — в Париже. В 1904 была одним из активных организаторов первой выставки искусства южных славян в Белграде. Выступала как художественный критик в югославских журналах. В 1912—1915 в качестве сестры милосердия участвовала в балканских и Первой мировой войнах. Заразившись сыпным тифом, умерла. За сравнительно короткий отрезок времени в 15 лет Надежда Петрович прошла путь от реализма к импрессионизму, а затем к искусству, близкому фовизму и экспрессионизму. Живопись ее темпераментна и эмоциональна. Художница использует активный и напряженный цвет, пастозный динамичный мазок для повышения выразительности своих произведений. Излюбленный жанр Петрович — пейзаж. Она пишет отдельные фрагменты природных мотивов, как, например, сравнительно ранний Ствол дерева (1902, Белград, Народный...
Энциклопедия европейского искусства

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины