Энциклопедия европейского искусства - петрович
Связанные словари
Петрович
петрович
, Надежда (Petrovic, Nadezda) 1873, Чачак — 1915, Валево. Сербская художница. Родилась в семье интеллигентов, многие члены которой были связаны с искусством. Училась в Белграде в мастерской Дж. Крстича (1896—1898) и Мюнхене, сначала в мастерской А. Ажбе (1898—1901), затем у Ю. Экстера (1901—1903). Посетила Германию, Австрию, Италию и Францию. В 1903—1910 работала в Сербии, в 1910—1912 — в Париже. В 1904 была одним из активных организаторов первой выставки искусства южных славян в Белграде. Выступала как художественный критик в югославских журналах. В 1912—1915 в качестве сестры милосердия участвовала в балканских и Первой мировой войнах. Заразившись сыпным тифом, умерла. За сравнительно короткий отрезок времени в 15 лет Надежда Петрович прошла путь от реализма к импрессионизму, а затем к искусству, близкому фовизму и экспрессионизму. Живопись ее темпераментна и эмоциональна. Художница использует активный и напряженный цвет, пастозный динамичный мазок для повышения выразительности своих произведений. Излюбленный жанр Петрович — пейзаж. Она пишет отдельные фрагменты природных мотивов, как, например, сравнительно ранний Ствол дерева (1902, Белград, Народный музей), где ощущается желание передать фактурные и цветовые особенности старого высохшего дерева в сочетании с яркой зеленью лесной листвы и желтизной солнечных лужаек. Но есть в ее творчестве и панорамные пейзажи. Таковы Вид в Реснике (1904, Белград, Народный музей) и Поле диких пионов (1913, частное собрание). Здесь ее занимает пространственная задача. Однако если в раннем пейзаже — ржаво-красная дорожка, обсаженная деревьями, уводит глаз зрителя в глубину, то в позднем, наоборот, пространство разворачивается вширь. Привлекало ее и изображение различных человеческих типов и характеров. Подвижный мазок лепит то живой облик цыганки (1905, Белград, Музей современного искусства) с ее резкими чертами лица, то из буйства красочного месива возникает образ добродушного крестьянина с бородой (Старый пастух, 1912, Белград, Народный музей). Необычайно выразителен и Автопортрет (1907, Белград, Народный музей), в котором прежде всего запоминается пытливый взгляд художницы. Творчество Надежды Петрович прервалось на самом пике его развития. Художница освоила многие современные ей стили и направления мировой живописи. Ее творчество в значительной мере способствовало дальнейшему развитию сербского искусства.Лит.: Мастера искусства об искусстве. М., 1969. Т. 5. Кн. 2; Амброзећ К. Надежда Петровић. Београд, 1978; Ambrozic K. Nadezda Petrovic. Eine Austellung... Katalog. Munchen, 1985.
Л. Алешина
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город
Редактор Л. П. Анурова
2006
Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
ПЕТРОВИЧ Велько (1884-) видный современный сербский новеллист и поэт. Принимал активное участие в национальном движении в Венгерской Сербии, редактировал ряд сербских национально-революционных изданий. Довоенные сборники его стихов проникнуты националистической и антиавстрийской тенденцией, резко порывая с господствующей поэзией модернизма («Родольубиве песме», 1912, «На Прагу», 1914).После войны П. выступает почти исключительно как автор небольших реалистических новелл из жизни мелкой буржуазии Войводины и Сербии. Писатель сербской буржуазной интеллигенции, П. в первых сборниках своих новелл («Буньа и други из Раванграда», 1921, «Варльиво Пролече», 1921, «Померене Савести», 1922, и др.) заметно отражал влияние Тургенева и сентиментально-идиллического сербского реализма. В дальнейшем, с нарастанием экономического кризиса, в творчестве П. все больше и больше места занимали проблемы «больной души», человека современного капиталистического города. Начиная с 1924 («Искушенье», 1924, «Приповетке», 1925, и др.), П. создает новый для сербской литературы стиль, стоящий ближе всего к ранним произведениям Достоевского. Главное внимание...Литературная энциклопедия
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 539 | |
2 | 517 | |
3 | 513 | |
4 | 496 | |
5 | 488 | |
6 | 486 | |
7 | 477 | |
8 | 463 | |
9 | 459 | |
10 | 457 | |
11 | 455 | |
12 | 453 | |
13 | 450 | |
14 | 437 | |
15 | 437 | |
16 | 433 | |
17 | 429 | |
18 | 429 | |
19 | 426 | |
20 | 405 |